Глава 2.
1. Так совершены небо и земля и все воинство их. 58. Как я уже замечал, книга Бытие составляет один продолжающийся на
всем ее протяжении рассказ; разбиение на главы и стихи весьма искусственно,
произведено позже и иногда сбивает читающего их с толку. К примеру, первая
глава завершается стихом, описывающим окончание шестого дня творения, но сам
рассказ о сотворении мира в "Жреческом кодексе" продолжается еще в течение
трех с половиной стихов. Было бы куда удобнее завершить рассказ (и с ним
первую главу) как раз на них, но поздно менять что-либо.
59. Не совсем понятно, что имеется в виду под "воинством". Что это--
ссылка на ангелов, которые как повествуют легенды, были созданы еще до
сотворения земли и неба? Впрочем, скорее всего это просто неудачная ссылка
на бесконечное множество деталей, элементов, вовлеченных в только что
завершившийся акт творения: все звезды на небе, все географические
"достопримечательности", все множество животных и растений, все мыслимые
взаимосвязи всего со всем.
2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в
день седьмой от всех дел Своих, которые делал.
60. Можно поспорить, что имели в виду авторы Библии, написав
"совершил". В узком толковании это, по-видимому, просто констатация факта:
божий труд полностью закончен, ибо творение его совершенно (что еще ожидать
от бога?) и ничего сверх того не потребуется целую вечность.
Но так как речь пойдет о человеческой истории, вышесказанное теряет
смысл, поскольку вся Библия будет дальше посвящена взаимоотношениям бога и
человеческого сообщества. История человечества с точки зрения библейских
текстов есть не что иное, как постоянное, на всех уровнях, вмешательство
бога в дела людские, причем вмешательство посредством "кнутов и пряников". И
создателю порой приходится неимоверно трудно (повторяю: это прямо следует из
текста Библии) в выполнении на первый взгляд пустяковой задачи: всего-то
заставить отдельных индивидов хоть в малой степени следовать принятым
правилам поведения!
Предположим, что слово "совершил" не относится к "исторической" части
Библии, и посмотрим на комментируемый стих с точки зрения соответствия его
известным природным процессам, над которыми человек не властен и на фоне
которых разыгрывается его собственная драма. Но даже и в этом узком
толковании трудно принять написанное в Библии буквально. На Земле, как легко
видеть, окружающий человека "фон" тоже не назовешь неизменным, совершенным и
неподвластным времени. На теле планеты все время происходят изменения: реки
меняют курс, "съедаются" океаном береговые линии, сдвиги в земной коре
меняют форму горных цепей и так далее.
Греческие философы допускали, что все земное изменчиво и подвержено
порче, но, по общему тогда мнению, в небесах, за пределами земной сферы, как
раз находился идеал, неподвластный изменениям, неразложимый, совершенный.
Это вполне согласуется с иудео-христианской точкой зрения, согласно которой
небесные тела, созданные исключительно для услады человека, должны
оставаться нетронутыми временем, покуда не закончится человеческая драма на
Земле, не остановятся часы Вселенной и на смену ей не явится какая-то новая,
построенная на совсем иных принципах. Так повествует об этом последняя книга
Нового завета -- Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Однако наука твердо стоит на другой точке зрения. Все с неизбежностью
изменчиво, и работа по "сотворению" нашего мира никогда не кончалась и,
может быть, никогда не увидит конца.
С тех пор как сформировалась Земля, биологическая эволюция вызвала к
жизни -- и приговорила к полному исчезновению -- множество видов (считается,
что 20 миллионов их, или 9/10 всех когда-либо существовавших, кануло в
Лету). Но эволюция не прекратила свою работу и сейчас. С течением
достаточного времени формы жизни еще изменят свой внешний вид, структуру,
функции -- все формы жизни, включая человека. И это не все. Многие виды
прекратили существование на протяжении нескольких последних столетий
(большинство не без помощи людей), а другие пребывают на грани исчезновения.
Можно ли с абсолютной уверенностью утверждать, что и человеческий род
никогда не прекратится, не уступит планету иным формам жизни?
Не прекращаются изменения и на Земле. Не только те, что мы можем
наблюдать, предусмотреть, но и весьма медленные, разглядеть которые не
хватит никаких исторически обозримых сроков. Это сход ледников и даже еще
более неторопливое движение тектонических плит, из которых построена земная
поверхность, в свое время вызывающее горообразование, рост вулканов и
островов в океане, соединения и разрыв континентов.
Даже звезды, включая Солнце, подвержены эволюционным процессам. Все
светила смертны -- как и мы с вами. Они светят за счет протекающих в их
"нутре" ядерных реакций, определяющих в конечном счете жизненный путь
звезды: от первоначального расширения до коллапса (катастрофического сжатия)
в крошечное, чрезвычайно плотное тело. В редких случаях коллапсу
предшествует гигантский взрыв звезды.
Сколько времени звезда может поддерживать нормальное состояние
(называемое главной последовательностью; в нее входит и наше Солнце),
зависит от ее массы. Чем больше масса, тем короче время жизни: некоторые
сверхмассивные звезды способны продержаться на главной последовательности
"всего" миллион лет или около того. Напротив, едва чадящие красные звезды
могут оставаться в почти стабильном состоянии сотни миллиардов лет.
Наше Солнце -- весьма ординарная по размерам звезда, и, по расчетам
физиков, ей уготован вполне приличный срок жизни на главной
последовательности -- что-то около 12 миллиардов лет. Если учесть, что 5
миллиардов из них уже минули, у нас в запасе остается еще целых 7 миллиардов
лет. Только по истечении их Солнце начнет расширяться, а Земля разогреется
до такой степени, что поддерживать на ее поверхности жизнь станет
невозможно.
В результате Большого Взрыва должны были образоваться бессчетные
мириады звезд, и среди них -- достаточно много "средних" (по размерам).
Некоторые звезды закончили свою жизнь на главной последовательности,
разбросали, взорвавшись, свои остатки и ныне сморщились от старости (диаметр
некоторых не превышает нескольких километров!).
Кроме того, во Вселенной остается еще множество пылевых и газовых
облаков, в которых могут родиться новые звезды. К собственному веществу в
таких облаках постоянно добавляются останки взорвавшихся звезд. В то время
как сами облака, образовавшиеся в результате Большого Взрыва, состоят только
из водорода и гелия, двух простейших атомов, горючий материал,
подбрасываемый в облако взрывающимися звездами, имеет более сложный состав
-- углерод, азот, кислород, сера, кремний, железо... Все эти элементы
сформировались в пылающем ядре звезды еще до наступления критического
момента, когда звезда взорвалась.
Звезды, образовавшиеся из пылевых облаков, в которые проникли эти
сложные атомы, называются звездами второго поколения. Наше Солнце,
сформированное около 5 миллиардов лет назад (то есть спустя 10 миллиардов
лет после Большого Взрыва), как раз принадлежит к таковым. Сложные атомы,
составляющие существенную часть всех нас и всего живого на Земле, возникли в
недрах взорвавшихся звезд, погибших и исчезнувших задолго до появления
Солнца и Земли.
Процесс звездообразования не прекратился с рождением нашего Солнца.
Должны быть звезды и моложе его. Можно сказать определеннее: все звезды, что
ярче и крупнее Солнца, наверняка его моложе. В противном случае -- если
предположить, что они ровесники,-- эти звезды должны были бы уже взорваться
и закончить свое существование. Более того, мы можем наблюдать безошибочные
свидетельства того, что прямо сейчас (разумеется, с учетом времени,
необходимого свету, чтобы достигнуть Земли) в облаках пыли и газа, например
в туманности Ориона, рождаются звезды...
Целые галактики совершают довольно сложную эволюцию и постоянно
изменяются. Да что галактики -- сама Вселенная оказывается подвержена ходу
времени!
Что ждет ее в конце и будет ли это действительно конец, сказать нельзя.
Но можно утверждать со всей определенностью: работа по "сотворению мира" --
даже допустив, что она началась с Большого Взрыва,-- никогда не прерывалась
и продолжается все это время. Даже сейчас, если верить доказательствам,
которые дает наука.
61. Глагол "почил" по отношению к богу-- не слишком ли антропоморфный
образ? Ведь в данном случае о мотивах и жизненных функциях всевышнего
говорится как о чисто человеческих. Резоннее было бы предположить, что богу
покой ни к чему: ничто не в состоянии утомить существо всесильное и
совершенное. Почему же авторы "Жреческого кодекса" и его рискнули отправить
на покой?
Во-первых, в который раз мы являемся свидетелями того, как создается
облегченная, в буквальном смысле более "возвышенная" версия достаточно
"приземленного" вавилонского мифа о сотворении мира. Там множество богов,
завершив создание Вселенной, отмечают это событие своего рода вечеринкой, на
которой, по обыкновению, "ни слова о делах". Для создателей "Жреческого
кодекса" бог един, и веселиться ему не с кем, поэтому он просто решил
отдохнуть от дел праведных в одиночку.
Но почему бы вместо этого смущающего слова "почил" не написать более
определенно: "отдохнул", "позволил себе передышку после напряженной
творческой работы" или что-то в этом роде? Не пришлось бы долго и велеречиво
отводить намеки на господню "усталость"...
Одно объяснение лежит на поверхности: невозможно истолковать действия и
побуждения господни иначе, как прибегая к сравнениям с человеческими
действиями и побуждениями. Даже невзирая на новые трудности интерпретации,
которые возникнут неизбежно, это все же единственный путь рассказать о
божьих деяниях на доступном людям языке.
Есть и другие объяснения. Например, такое:
авторы "Жреческого кодекса", улучшая (как им казалось) вавилонский миф,
сами еще не достигли к той поре полного и ясного понимания трансцендентной
сущности бога. И создавали текст, в глубине души продолжая подозревать, что
такой труд, как сотворение всего сущего -- да за шесть дней,-- "укатает" и
всевышнего.
В реальности все обстоит следующим образом:
всякое движение и вообще какое бы то ни было действие утомительны. Даже
неодушевленные предметы стремятся остановиться и "почить", как только
представится возможность.
Мысль вполне естественна, ибо в земных условиях мы наблюдаем, что все
движущееся со временем останавливается: взлетевшая в небо палка стремится
обратно -- в состояние покоя. К покою тянутся и все живые формы, чье
поведение полностью определяется окружающей средой.
Свойство усталости, присущее всему живому, включая человека, можно
объяснить с помощью термодинамики. Дело в том, что живые ткани
поддерживаются в состоянии относительно низкой энтропии, а постоянно идущие
в них изменения приводят к ее увеличению. Поэтому, чтобы жизнь продолжалась,
нужно каким-то образом эти изменения нейтрализовать, скомпенсировать. Когда
любое произведенное действие выбивает организм, занятый этой работой, из
графика, растет усталость. И наоборот, во время отдыха организму как бы
дается шанс успешно выполнить поставленную задачу (поддержание возможно
более низкоэнтропийного состояния). В конце концов, и это совершенно
естественно, мы эту борьбу -- со стремящейся возрастать энтропией --
проигрываем, и наступает смерть...
Все неодушевленные объекты, встретившись с препятствием,
останавливаются. В основном причиной остановки служат сопротивление воздуха
и трение, они вызывают увеличение энтропии, которое неодушевленные предметы
погасить не в состоянии. Их движение стопорится и окончательно "умирает".
В тех случаях, когда энтропию можно не принимать в расчет, никакой
усталости не наблюдается и действие продолжается бесконечно. Некоторые
элементарные частицы, предоставленные самим себе (протон, электрон, фотон,
нейтрино и другие), постоянно находятся в состоянии движения. Определенные
комбинации их могут образовывать стабильные атомы, которые в свою очередь
соединяются в стабильные комбинации атомов -- молекулы. Те, если на них
никак не воздействовать, тоже практически вечны.
Можно развить схему рассуждений дальше. И Земля и планеты, не встречая
сопротивления, будут бесконечно обращаться вокруг Солнца (в стародавние
времена полагали, что это ангелы постоянно "подкручивают" завод вселенских
часов...). То же самое справедливо и в отношении Солнца, обращающегося
вокруг ядра Галактики.
Итак, у нас есть все основания сделать одно важное заключение: любые
изменения, происходящие с неодушевленными предметами во Вселенной во время
процесса ее возникновения и дальнейшей эволюции, протекают с неизбежным
ростом энтропии. Поэтому говорить о какой-то "усталости" неживой природы нет
оснований: Вселенная утомляется от увеличения энтропии в той же мере, что и
стекающая отвесно вниз вода.
Автор: Азек Азимов
Опубликовал: WeiRD
Источник: Библиотека Мошкова
Просмотров: 19612
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|