И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой?
9. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не
знаю; разве я сторож брату моему?
10. И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет
ко Мне от земли;
147. В примитивных культурах вопросам "крови" закономерно уделялось
большое внимание. Есть одно объяснение, далеко не бесспорное: кровь лежит в
основе жизни, как и дыхание. Если животному перерезать горло, потечет кровь,
и с каждой ее каплей животное будет слабеть, пока не умрет. Жизнь как бы
покидает его, вытекает вместе с кровью. То, что жизнь и кровь -- своего рода
синонимы, подчеркивается в нескольких местах Библии.
Однако в ней ничего не говорится о том, как именно Каин убил Авеля.
Если, к примеру, задушил или ударил по голове, то смерть могла наступить и
без кровопролития (кстати, это сильный аргумент против уравнивания в правах
"крови" и "жизни").
Тем не менее в комментируемом стихе есть неявное указание на то, что
кровь оросила землю. Поэтому логично предположить, что Каин-кузнец
воспользовался копьем, стрелой или ножом, короче, каким-то режущим или
колющим оружием, которое -- если продолжить наши недавние рассуждения --
лишний раз подчеркивало превосходство технологии цивилизованного человека
над кочевником.
Если все так и произошло, тогда жизнь Авеля оказалась не "потерянной",
а просто перешла в какое-то иное состояние. Кровь -- все еще живая по
природе своей-- могла бы и с земли "вопиеть" к господу.
11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять
кровь брата твоего от руки твоей;
12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы
своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
148. Очевидно, это тоже весьма древний обычай, прямо вытекающий из
наших предшествующих рассуждений. И упоминание о скитальце -- кочевнике,
иными словами -- чрезвычайно важно.
Сначала, когда речь шла об исторической вражде оседлых и кочевых
народов, легенда о Каине и Авеле пересказывала эту историю как бы от лица
вторых: злой земледелец убивал -- и без всякой причины -- добродетельного
пастуха.
Теперь нам предлагают объяснение другой стороны: что, с точки зрения
земледельца, представляют собой кочевники и как они дошли "до жизни такой".
Интерпретация проста и незамысловата: кочевники таковы просто потому, что
такими были изначально. То есть преступниками по природе своей, неспособными
создать и мельчайшую ячейку добропорядочного, законопослушного и оседлого
человеческого сообщества.
13. И сказал Каин Господу (Богу): наказание мое больше, нежели снести
можно;
14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я
скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий , кто встретится
со мною, убьет меня.
149. Что за притча! Кто это "всякий, кто встретится со мною"?!
Насколько мы внимательно следили за историей Адама и Евы и ни разу не
отклонились от общепринятой версии, они были единственными живыми людьми во
времена "едемского периода". И сводка по народонаселению Земли ко времени
убийства Авеля выглядела так: их всего трое -- Адам, Ева и Каин. Откуда же
это странное упоминание каких-то "всяких"?
Могло так случиться, что у Адама и Евы было еще много детей, которые
пошли гулять по свету, не получив от родителей даже имени, а от авторов
Библии -- и строчки упоминания в тексте священной книги. Тогда население
планеты было более многочисленно, чем мы только что оценили. А может быть,
это загадочное упоминание о "всяких" относится просто к многочисленным
животным -- их-то в Библии упомянуть не забыли... А что если варианты мифа о
сотворении мира, изложенные в "Жреческом кодексе" и в "Яхвисте", относятся к
двум различным господним проектам? Скажем, бог создал людей -- мужчин и
женщин -- в большом количестве на шестой день творения и заселил ими Землю.
И только после этого -- отдельно Адама и Еву, отведя для них сад Едема как
резиденцию для основателей избранного рода. Если так, то становится ясно,
чего следует опасаться Каину -- пасть от руки одного из "преадамитов".
Увы, ни один из этих вопросов не находит достаточно ясного ответа в
Библии. Может быть, история Адама и Евы вообще завершается сценой изгнания
из сада Едемского ("Так смерть пришла в мир"...-- недурно для финала). А все
последующее -- это лишь многочисленные легенды, возникшие в период
зарождения человеческой цивилизации и нанизанные авторами Библии на единую
цепь рассуждений (в таком случае просто не могу не отметить топорность и
неуклюжесть подобной попытки).
Очевидно, по крайней мере, одно: есть два рассказа, первый повествует о
том, как в жизнь людей вошло преступление; второй посвящен началу кочевого
образа жизни. Обе указанные истории строятся на предположении, что мир
заселен людьми. И недоумение вызывают не сами они, а только их "привязка" к
легенде об Адаме и Еве, детьми которых были Каин и Авель.
15. И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина,
отмстится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто,
встретившись с ним, не убил его.
150. Ну какой, спрашивается, смысл в столь тщательной охране Каина --
после того как тот совершил неспровоцированное убийство? Вопрос снимается
сам собой, если предположить, что жизнь изгнанника, вечного скитальца
представляет наказание более тяжкое, чем немедленная казнь. С другой
стороны, не следует забывать, что мы находимся на заповедной исторической
"территории", имеем дело с самыми ранними культурами. Столь непонятный на
первый взгляд стих может быть легко расшифрован, знай мы побольше о том
образе жизни, полном -- это-то мы знаем точно -- самых разнообразных табу.
Земледельческие общины в конце концов разработали более или менее
сложную систему законов, впоследствии зафиксированных письменно, а также
налаженную систему судопроизводства, призванного следить за их выполнением.
Более примитивные кочевые народы подобных "писаных законов" не имели и
вынуждены были обходиться без них.
Когда какой-либо закон в обществе точнейшим образом не сформулирован и
недоступен пониманию всякого члена этого общества, жизнь становится
небезопасной. И в отсутствие установленного раз и навсегда отлаженного
механизма борьбы с нарушителями закона неизбежно расцветает самостийная
"гражданская бдительность" в духе судов Линча. Справедливость, отданная на
потребу толпы, со временем превращается в "судебную практику". Например,
если член общины убит чужаком, все племя обязано устроить охоту на обидчика,
и результатом ее будет тоже убийство. Неявно предполагается, что точное
представление о неизбежности расплаты -- жизнь за жизнь -- служит самым
мощным тормозом для того, кто замыслил совершить насилие.
Естественно, представитель многочисленного и могущественного племени
хочет быть уверен в том, что при встрече с ним все будут осведомлены о
расплате, неизбежной, если над ним будет учинено насилие. Поэтому, подобно
тому как сегодня путешественник обязан иметь при себе паспорт, члены одного
рода или племени носили особые отличительные знаки, имеющие смысл табу.
Остались свидетельства о существовавших в более поздние времена
племенах, называвших себя "сынами Иофора Кенеянина". Они не были связаны
родственными узами с израильтянами, но жили в непосредственной близости от
"сынов Иуд иных" (Суд. 1:16). Кенеяниты были кочевым народом, легендарным
прародителем которого назывался Каин (реальный или мифический, но в любом
случае давший имя этому народу). Та часть легенды о Каине, которую мы
комментируем, могла быть фрагментом сказания, бытовавшего в племени
кенеянитов: истории первого табу ("каинова печать"). Хотя вряд ли какое
племя предпочло бы взять себе в прародители убийцу...
16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от
Едема.
151. Никто сейчас не в состоянии установить, что это была за страна.
По-еврейски слово означает буквально "скитание", так что фраза "Каин...
поселился в земле Нод" может оказаться всего-навсего метафорой, означавшей,
что Каин вечно скитался по земле.
Между прочим, слово "кочевник" (по-английски -- nomad), несмотря на
созвучие, ничего общего с названием мифической страны не имеет, ибо
произошло от греческого слова, означающего "искать подножный корм".
17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он
город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
152. Интересно, откуда у Каина жена? Общепринятая версия гласит: у
Адама и Евы были еще и дочери, но о них авторы Библии как-то не удосужились
сообщить. В этом случае Каин женился бы на собственной сестре -- акта
кровосмешения избежать было невозможно (кстати, вспомним, ведь и Адам
женился на собственном клоне). На другую возможность наталкивает упоминание
о том, что Каина нельзя убить безнаказанно; ранее я, помнится, уже
предполагал существование неких "преадамитов", и Каин вполне мог жениться на
одной из представительниц этого народа...
Но гораздо разумнее предположить третье. История Каина возникла в мире,
уже в достаточной мере населенном. Впоследствии же ее просто притянули за
хвост к легенде об Адаме и Еве, что послужило источником затруднений для
поздних комментаторов.
153. Сразу же после того как нам сообщили, что Каину мстительный
господь уготовил жизнь скитальца, мы узнаем нечто противоположное:
Каин начинает вести оседлый образ жизни, строит город. Перед нами снова
Каин первых восьми стихов данной главы, иными словами, Каин-земледелец.
Земледельческие общины неминуемо должны были прийти к идее города как
постоянного укрытия от набегов кочевников. Те при малейшем признаке угрозы
просто могли сняться с облюбованного места и, гоня перед собой стада,
двинуться на поиски нового. Земледельцы были крепко привязаны к
обрабатываемой земле и защищать ее им приходилось как себя самих.
Образ Каина-крестьянина, строящего город, вполне согласуется с
вышесказанным. Естественно, раз он строит город, значит, в нем есть кому
жить, ибо даже очень маленький городок предполагает как минимум несколько
сотен жителей. И тем, кого заинтриговал вопрос, откуда у Каина жена, есть
смысл поразмышлять над другим, еще более жгучим: для кого он построил город?
154. Мы ничего не знаем об этом древнейшем городе Енох, о нем нигде
больше не упоминает и Библия.
В реальной истории можно назвать один город -- едва ли не древнейший из
тех, что обнаружены археологами,-- который был хорошо известен авторам
Библии. Это Иерихон, расположенный в 25 километрах северо-восточнее
Иерусалима. Иерихон встречается в библейских книгах достаточно часто; как
считают специалисты, город был построен примерно за 8 тысяч лет до новой
эры. Однако нет абсолютно никаких оснований отождествлять с ним легендарный
Енох.
18. У Еноха родился Ирад (Гаидад); Ирад родил Мехиаеля (Малелеила);
Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
155. Авторы библейских книг проявляли пристальный интерес к генеалогии
персонажей. Причин, в основном, было три.
Во-первых, семейные связи любого уровня чрезвычайно важны в
родоплеменном обществе. Генеалогии же служат для того, чтобы соответствующим
образом "подгонять" того или иного индивида под социальный ранжир.
Во-вторых, генеалогии позволяют заполнить исторические пустоты-- те
промежутки времени, в которые, с точки зрения летописцев, не происходило
решительно ничего (или почти ничего), заслуживающего внимания. Вместо того
чтобы глубокомысленно молчать, хроникеру достаточно с почтительностью
перечислять внушительный ряд предков.
В-третьих, библейские генеалогии прекрасно служат еще одной цели:
быстро и экономно упомянуть обо всех племенах или группах племен, которые не
являлись прямыми прародителями израильтян (с историей последних в основном и
связаны библейские тексты). Только упомянуть -- и покончить с этим. Таким
образом авторы Библии "избавляются" и от Каина, и от его потомства поскольку
никто из детей Каина не является по прямой линии прародителем рода
израилева.
Из-за того что в тексте Библии короля Якова
глагол "родил" (в оригинале bega) применяется в значении
"размножаться", "производить потомство" -- вместо собственно "родить",
относящегося, очевидно, к особям женского пола,-- последующие фрагменты
Библии получили название "Рождений" ("begats"). В Пересмотренном стандартном
тексте Библии слово "begat" опущено, и стих читается так: "У Еноха родился
Ирад; и Ирад был отцом Мехиаеля; и Мехиаель был отцом Мафусала..." и так
далее.
19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла
(Селла).
156. Это первое в Библии упоминание о многоженстве. И трудно
определить, относятся ли авторы Библии к этому факту с осуждением, ибо
никаких оценок его не встретишь ни в этой, ни в какой другой книге Библии,
написанной до момента вавилонского плена.
157. И еще одно новшество: со времен Евы нигде, в упоминаниях о
женщинах, они не назывались по именам. На всем протяжении этой довольно
внушительной библейской книги сохраняется известная диспропорция между
числом "персонально поименованных" мужчин и женщин. Впрочем, эта же
несправедливость сохраняется и во всех небиблейских исторических сочинениях
-- в течение долгого времени общественное мнение считало заслуживающими
внимания лишь имена и деяния мужчин.
20. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
158. Только что прозвучал отзвук другой старинной легенды, связанной с
началом эпохи скотоводства,-- восемнадцатью стихами, ранее приписанными
Авелю. Авель и Иавал, скорее всего, одно и то же имя. И возникает вопрос: а
не столкнулись ли мы только что с двумя версиями одной и той же легенды?
Вопросы можно продолжить. Вот, к примеру: о каком скотоводстве может
идти речь, когда ранее мы узнали о "вегетарианской" диете, на которую
человечество было обречено от сотворения мира?.. Предлагаю ответы на выбор.
Человек пас стада животных исключительно для добывания кож, перьев и шерсти,
идущих на изготовление теплой одежды. Конечно, можно оспорить и это,
предположив, к примеру, что, по мере растущего морального падения
человечества в целом, и род Каина, не отставая от других, нарушил
"высочайшее повеление".
Однако предположить можно все, что угодно. Вот только Библия на сей
счет молчит.
21. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех
орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. 159. Упоминание имени Тувалкаина лишь усиливает наше подозрение насчет
некоей второй версии. В легенде, уже сообщенной в начале этой главы, тоже
было два брата -- скотовод Авель и землепашец Каин. А теперь соответственно
-- Иавал и Тувалкаин ("металлург").
Правда, на сей раз нет никакого упоминания об убийстве, даже простого
конфликта как будто не видно. Но ясно одно: библейские авторы сосредоточили
свое внимание на двух так называемых "культурных героях", положивших начало
двум самым распространенным видам человеческой деятельности.
160. Еврейское слово "негошет" в тексте Библии короля Якова переведено
как "медь" (или "бронза"). Самые ранние следы изготовления медных предметов
обихода датированы 4000 годом до новой эры. В сплаве с мышьяком или оловом
медь приобретает особую прочность, вполне пригодную для того, чтобы из нее
делать оружие. Имя этому сплаву -- бронза, она появилась впервые около 3000
года до новой эры. По временной шкале, принятой в Библии, 4000-- 3000 годы
до новой эры представляли собой "утро" человечества, поэтому резонно было
связать имя Тувалкаина с "медью" (хотя в данном случае и допущена
хронологическая ошибка).
161. Имя Тувалкаин означает "кузнец из Тувала" -- района в Малой Азии,
на юго-восточном побережье Черного моря. Сейчас специалисты сходятся во
мнении, что техника железного литья (плавки) была впервые развита как раз в
районе, близком к Тувалу, так что с точки зрения исторической науки имя
выбрано на редкость удачно.
Однако и тут есть неувязка: железо впервые начали плавить только за
1300 лет до новой эры, более того, на протяжении еще нескольких столетий
этот процесс не был широко известен. Путать железную чурку с медным
изделием, изготовленным во времена Тувалкаина, было бы явным анахронизмом.
162. Эта глава, составляющая фрагмент из "Яхвиста", перечисляет восемь
поколений адамовых потомков соответственно: Адам, Каин, Енох, Ирад,
Мехиаель, Мафусал, Ламех, дети Ламеха.
Историкам известны генеалогические таблицы (списки) царей в Двуречье,
не содержащие ничего, кроме последовательности имен. Самый ранний такой
список, оставленный шумерами, содержит как раз 8 имен, но они сильно
отличаются от тех, что сообщают авторы Библии в этой главе. Впрочем, ничего
удивительного: по мере того как легенды передавались из поколения в
поколение, шумерские имена могли быть заметно изменены, вытеснены созвучными
им еврейскими. И подмена могла происходить абсолютно произвольно -- в духе
так называемой "народной этимологии". В результате, возможно, и возник тот
ряд из восьми имен, что дает "Яхвист".
Автор: Азек Азимов
Опубликовал: WeiRD
Источник: Библиотека Мошкова
Просмотров: 19617
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|