23. И сказал Ламех женам своим
23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Циллапослушайте голоса моего;
жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану
мне;
163. Ламех, очевидно, какая-то важная персона. У него две жены, трое
сыновей и дочь (и все названы по имени, включая дочь). И теперь ему целиком
посвящен короткий стих Библии.
Можно лишь предположить, что Ламех был народным героем кенеянитов и
многие приписываемые ему авторами "Яхвиста" поступки просто заимствованы из
древней легенды. Или что он обязан включением в иудейский "курс
первоначальной истории" именно своей популярности в Иудее.
164. Вторая часть стиха вообще непонятна, особенно в тексте Библии
короля Якова (да и в Пересмотренном стандартном тексте Библии не лучше).
Можно сделать вывод, что здесь содержится ссылка на какой-то воинственный
подвиг -- убийство врага. Еврейская поэзия часто весьма эффективно
использовала прием "параллелизма", рассказывая о каком-то событии дважды, и
каждый раз по-новому. Что касается цитируемого стиха, то это, вероятно,
слегка переработанный фрагмент древней "песни воина", имевшей хождение у
кенеянитов.
24. если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз
всемеро.
165. Кажется, Ламех ликует по поводу своей победы. Можно даже отыскать
указание на то, что она представляется ему событием куда более значительным,
нежели совершенное Каином убийство. Возможно -- повторяю, это все домыслы,
ибо в библейском тексте нет никаких указаний на сей счет,-- разница, по
мысли Ламеха, вот в чем: Каин убил человека, не ожидавшего нападения и
безоружного, а он, Ламех, выиграл честный поединок с таким же воином.
А вот о чем данный отрывок свидетельствует точно, так это о
"прогрессе", достигнутом в деле уничтожения человеком себе подобных. Через
восемь поколений после Адама индивидуальные стычки превратились в
организованные войны. После изгнания прародителя из райского сада бурно
развиваются человеческие пороки; мы, по крайней мере, видим, что у Каина
находятся достойные продолжатели.
Этой "песней воина", гимном победы авторы "Яхвиста" завершают свой
рассказ о каиновой ветви, очевидно рассматривая этот гимн как предел
моральной деградации человечества. В этом месте библейского текста история
рода Каина признается "неподходящей" для дальнейшего обсуждения, и
дальнейший рассказ возвращает нас к другой генеалогической ветви, восходящей
к Адаму.
25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла
ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя,
вместо Авеля, которого убил Каин. 166. На еврейском языке имя Сиф созвучно слову "положенный, обещанный",
поэтому Ева в духе народной этимологии (в которой каждое имя обязательно
что-то обозначает) нарекает сына этим именем.
26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали
призывать имя Господа (Бога).
167. Отметим, что два брата -- Каин и Сиф -- дали сыновьям одинаковые
имена: Енох и Енос (по-еврейски -- Ханнош и Енош). Случайно ли это, или
имена наследников Сифа тоже позаимствованы из шумерских "списков царей"?
Тогда две независимые линии рода Адамова представляют собой просто два
варианта одного и того же шумерского списка.
168. Казалось бы, это указание должно означать, что во времена Еноса
люди начали поклоняться Яхве, отставив в сторону прежние заблуждения насчет
безымянного или вовсе ложного божества. На что определенно указывает в
цитируемом стихе текст "Яхвиста", так это на возникновение религии, из
которой впоследствии произошли иудаизм, христианство и ислам.
Весь текст этой главы постоянно возвращает читателя к мысли о
принципиальном различии в судьбе двух ветвей Адамовых. Линия Каина отмечена
убийством, политикой, развитием металлического оружия и военными действиями.
Напротив, линия Сифа, от которой, согласно библейской версии, произошел
народ израилев, если чем и характеризуется, так прежде всего правоверностью.
Автор: Азек Азимов
Опубликовал: WeiRD
Источник: Библиотека Мошкова
Просмотров: 19604
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|