Ещё раз про сказ «Петр и Февронья»
Русский ХэллоуинВ России вечно все путается – так, вместо праздника День семьи, любви и верности имени св. Петра и Февронии должен праздноваться русский Хэллоуин. Прелюбодеяния со Змеем Неприязненным, резня и покаяние бояр муромских, полеты покойников из гроба в гроб – это и есть русский нуар. Именно он описан в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Именно им в свое время грезили декаденты.
В марте 2008 года Совет Федерации РФ учредил новый праздник – День семьи, любви и верности. Праздник было приказано считать народно-православным. Он стал русским ответом на атлантический праздник День св. Валентина, он же День всех влюбленных. Праздник патронировала супруга президента Дмитрия Медведева Светлана. Именно она, по данным СМИ, придумала посконный символ праздника – ромашки. Выдумщики (они же – креаторы) из Администрации президента и СФ РФ, если вдуматься, подошли к делу топорно и сильно промахнулись.
История жизни Петра и Февронии – это кровь, порно и horror. «Вий» Гоголя отдыхает. История шантажа, проказы и дьявольщины, а не семейная идиллия. Достаточно вспомнить, о чем же рассказывает памятник литературы XVI века «Повесть о Петре и Февронии Муромских», принадлежащий перу Ермолая Прегрешного (в иночестве – Еразма).
Змей и шантаж
Сюжет такой. Брат Петра – Павел – уличил свою жену в блуде со Змеем Неприязненным. Павлу привиделось, что именно Петр сможет спасти его жену от зоофилических пристрастий. И Петр по просьбе брата убивает Змея. Но за то пришлось дорого заплатить – тело его покрылось струпьями.
Вылечить Петра (тогда еще не князя, но представителя золотой молодежи) готова безродная девушка Феврония – дочь бортника и древолазца (т.е. собирателя дикого меда).
Крестьянка, правда, ставит условие – исцелю, возьмешь замуж. Петр соглашается. Но, исцелившись, решает кинуть простушку и со своими друзьями удаляется восвояси. Девушка вызывает обострение болезни – струпья вновь одолевают Петра.
В обмен на квалифицированную медпомощь Петр все-таки женится – делать нечего. Семейная «идиллия» – брак Петра и Февронии – как видим, плод не любви, а тонкого шантажа.
Такой брак счастья не принесет – это всегда знали на Руси. Поэтому-то в Муроме зреют недовольства. Жены бояр требуют убрать безродную княгиню из города. Феврония и Петр удаляются прочь, а в Муроме начинается резня на почве дележа княжьего наследства – бояре рубят друг другу головы.
В кровавой смуте не удалось победить ни одной из боярских партий – аристократия просит вернуться Петра с Февронией. И они возвращаются, добиваясь в итоге любви горожан, проводя политику «хлеба и зрелищ», потакающую городскому люмпену («голодных насыщали, нагих одевали» – так сказано в «Повести…»).
Петр и Феврония жили долго, постриглись в монахи перед смертью и умерли в один час. Но сказки здесь не конец.
«И завещали они положить их обоих в одном гробу. И велели они сделать в одном камне два гроба, имеющих между собою только перегородку». Гроб был изготовлен.
Ахтунг! Покойники в небе!
И начался HORROR. Вот так Ермолай Прегрешный (предоставим слово первоисточнику) описывает события:
«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста.
Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни.
Неразумные же люди, как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии, пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе» <…>
Петр и Фервония VS Halloween
Хэллоуин празднуется 31 октября – это канун Дня всех святых, который считается единственным днем в году, когда духи умерших могут вернуться на землю. Дети, расхаживая со Святильником Джека (тыква, а в ней свечка) в руках, шалят, выпрашивают сладости. На севере Шотландии и в Ирландии в этот вечер принято проводить ритуалы, успокаивающие мертвых и рассказывать семейные предания. Это день примирения с потусторонней жизнью.
Как видим, Петр и Феврония с полетами на гробах отлично подошли бы для русской версии Хэллоуина.
Легко представить, как выглядел бы идеальный русский праздник.
Перед входными дверьми ставятся красивые (с глазировкой) гробы на двух персон. С наступлением темноты дети, наряженные в костюмы обезглавленных бояр, больных проказой или белые саваны, бегают по улицам и ложатся в гробы, сжимая на груди поминальные свечи (именно они, а не ромашки, должны быть символом праздника, стать аналогом Светильника Джека), поют тонкими голосами заупокойные песни. Хозяева, обнаружив в своем гробу «покойничков», угощают их конфетами, печатным тульским пряником, медом и кутьей. Потом все вместе поют тихие песни предков (например, «Темная ночь»), а заканчивается праздник салютом и бравурным героическим маршем наподобие «Варяга».
Хороший, семейный, в меру подвижный праздник. Жаль, что перед администрацией тогдашнего президента России Дмитрия Медведева стояла задача выдумать русский Валантайн-день, а не Хэллоуин. Получилось все крайне вяло, жеманно и в корне неправильно.
Наш комментарий:
Ранее мной был написан про эту парочку этот текст.
Автор: Лука Мытищев
Опубликовал: Digger
Источник: zhlob.info
Поделиться: