Re@Ligion – ассоциация торговцев словом божьим

проповеди »

 

RSS избранное | RSS полный

 

ГОРЯЧИЕ ПРОПОВЕДИ

11.10.2016 10:53

← Обыкновенное чудо

Как известно, все Евангелия, не сговариваясь, утверждают, что господь наш Иисус, которого жиды распяли, творил чудеса. Есть куча документальных свидетельств в которых апостолы врут как очевидцы. Евангелие от Марка состоит из них почти на треть. Даже непричастные местами верили, что Иисус совершал удивительные вещи. 

Апостолы тоже не остались равнодушными к такому увлекательному занятию, да Иисус и не запрещал. 

Мк. 9: 38. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 

Мало того, апостолы и последователи на этом деле строили церковь. И, кстати, построили. 

Даже во втором, и в третьем столетии иудейские и языческие философы, писавшие трактаты против христианства (например Цельс у Оригена "Contra Celsum"), принимали как факт то, что Иисус был экзорцистом и чудотворцем. 

Но есть один нюанс. В те махровые времена сотворением чЮдес не занимались только ленивые. Весь тот мир был насквозь пропитанный магией, и Иисус был лишь одним из бессчетного количества предсказателей и толкователей снов, магов и лекарей, которые ходили по Иудее и Галилее стадами, как экстрасексы на ТВ-3 и ТНТ. 

Например персонаж Хони Ха-Меагеля, погоняло которого переводится как «Начертивший круг». Как на арамейском будет "Сепфориский централ" - не знаю, текст до нас не дошёл. Однажды во время засухи он начертил на земле круг и встал в него. «Я клянусь твоим величайшим именем, что не сдвинусь с места, пока ты не сжалишься над своими детьми», — свирепо угрожал Хони Богу. И тотчас начался дождь. Двум внукам Хони также приписывали чудесные дела: оба они жили в Галилее примерно в то же время, что и Иисус. Еще один чудотворец, Ханина бен Доса, живший в деревушке Арав недалеко от Назарета (рядом с Иисусом), имел силу отмаливать больных и даже заступаться за них перед смертью. Самым популярным чудотворцем той эпохи был Аполлоний Тианский. Его называли «святым человеком». Аполлоний совершал чудеса везде, куда приходил. Он исцелял хромых, слепых, парализованных. Типичный гомеопат. Он даже поднял одну девицу из мертвых. Я даже догадываюсь зачем: поостыла, видимо. 

Не был Иисус и единственным экзорцистом в Палестине. Коллегия странствующих специалистов по изгнанию бесов была обычным зрелищем - профессия весьма доходная. Дело в том, что причины болезней знали тогда не только лишь все. Мало кто мог. В итоге практически любое излечение было чудом в глазах буквально всех. Это как раньше на Руси было две болезни: «нутряной карачун» и «в лесу медведь задрал». Что серьёзно упрощало сбор анамнеза, постановку диагноза и последующее лечение. В Израиле тогда дела обстояли похоже. 

Многочисленные экзорцисты упоминаются в евангелиях регулярно (Мф. 12. 27; Лк. 11. 19; Мк. 9. 38–40; Деян. 19. 11–17). Некоторые, подобно знаменитому Элеазару, который был ессеем (в Ебибте их называли, уссытесь, терапевтами!), с помощью амулетов и заклинаний извлекали злых духов через нос. Не лоботомия! Другие, как рэббэ Симон бен Йохаи, могли изгонять демонов, просто произнося их имена. Как и Иисус, рэббэ Симон сначала приказывал злобному духу назвать себя и тем самым получал власть над ним. Сейчас так на Уркаине Путина заклинают. 

«Деяния», кстати, изображают и апостола Павла как экзорциста, использовавшего имя Иисуса как мега-талисман против демонических сил (Деян. 16. 16–18; 19. 12). Плюс толковые руководства пользователя по изгнанию бесов были найдены и в свитках Мертвого моря. 

Опять же причина, по которой экзорцизм был настолько популярен в те дремучие времена, заключается в том, что иудеи (а в Иудее, Самарии и Галилее все были иудеями!) видели в болезни либо божественное воздаяние, либо проявление деятельности демонов. Как сейчас ОПГ МП РПЦ™. Однако, что бы ни стояло за одержимостью подлыми бесами, медицинская проблема или психическая болезнь, эпилепсия или шизофрения с проказой, без разницы, этнос Палестины (а именно там Иисусом было совершено большинство чудес) видел в этом именно одержимость и считали Иисуса одним из тех специалистов, которые имеют силу излечить от всякой хвори.

В те махровые времена между магией и чудом существовало конкретное различие, однако заключалось оно не в методах и результатах. Как известно и то, и другое плюс молитва считается способом изменить естественный порядок вещей. Господи, сделай так, чтобы было не так. Различие заключалось строго в восприятии того и другого. 

В греко-римском мире маги были повсеместным явлением, однако магия считалась видом шарлатанства! В самом Риме было издано немало законов против «чародейства», а сами чародеи могли быть изгнаны или распяты от греха, если обнаружится, что они занимались так называемой «черной магией». 

Среди евреев их тоже хватало, даже несмотря на то, что Суровый и Справедливый Закон Моисеев запрещал магию совсем, предписывая смерть в качестве наказания. 

«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» (Втор. 18. 10–11). 

К теме негативного последствия магии обращались и Иезекиль (13:18-20) и Исайя (2:6, 18:9, 47:12, 57:3). Малахия 3:5 опять же. Там тоже про них весьма нелестно написано с угрозами насилия и физической расправы как со стороны этноса так и со стороны бога. 

Однако расхождение между Законом и практикой в том, что касается чародейства лучше всего объясняется тем, что «магия» понималась местами по-разному. Само это слово имело крайне негативный смысл, но только когда речь шла о представителях других народов и религий. «Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой», — поведал Иегова израильтянам (Втор. 18. 14). 

Однако ТНБ регулярно поручал своим слугам совершать различные чудеса, чтобы продемонстрировать свою силу. Например, бог повелевает Моисею и Аарону «сделать чудо» перед фараоном, превратив посох в змею. Но когда «мудрецы» фараона делают то же самое, они называются не чудотворцами, а «чародеями» (Исх. 7. 1–13; 9. 8–12). Иными словами, представитель Господа — Моисей, Илия или Елисей — творят чудеса, в то время как «лжепророки», такие как фараоновы мудрецы или жрецы Ваала, занимаются магией. 

То есть дело строго в маркетинге. Это объясняет, почему первые христиане тратили столько сил и папируса на то, чтобы доказать, что Иисус не был магом. На протяжении II и III века римские и иудейские несогласные писали многочисленные трактаты, обвиняя Иисуса в том, что он с помощью магии очаровывал людей и обманом заставлял следовать за собой. «Они же, видя такие дела, считали их волшебным обольщением и осмелились назвать Его волхвом и обманщиком народа» © Иустин Философ «Разговор с Трифоном иудеем». 

Как я выше упоминал, данные граждане не отрицали того факта, что Иисус совершал чудесные вещи. Однако деяния его обидно обзывали «чародейством». Апологеты в виде Оригена писали всякие опровержения, считая клеветой разговоры о том, что Иисус был чародеем или творил свои чудеса с помощью магических гаджетов. Ириней Лионский, кстати, именно отсутствием таких магических устройств отличал чудеса Иисуса от практики обычного чародея. Иисус, говоря словами Иринея, творил чудеса, «не прибегая к заклинаниям, не используя соки растений и трав, не наблюдая за жертвоприношениями, возлияниями или приметами времен года». 

Хотя гражданин Ириней открыто лукавил. В евангелии от Марка, чудеса Иисуса имеют удивительное сходство с действиями других магов и чародеев того времени, и именно поэтому ряд современных библеистов открыто называют Иисуса магом. Ведь он, ясен пень, открыто использовал магические средства и приемы — заклинания, магические формулы, повторяющиеся призывы, ритуальные плевки и прочая. 

Когда крестьяне привели к Иисусу глухого и косноязычного человека и умоляли о помощи. Иисус отвел человека в сторону от толпы. Затем он совершил целую последовательность странных ритуальных действий, которые могли быть взяты из античного руководства по магии: он вложил свои пальцы в уши глухого, сплюнул, коснулся его языка и, подняв глаза к небу, произнес ephphatha,что на арамейском языке означало «откройся». «И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (Мк. 7. 31–35). 

В Вифсаиде Иисус сделал нечто подобное со слепцом. Он отвел человека в сторону, плюнул ему в глаза, возложил на него руки и спросил: «Ты видишь что-нибудь?» Тот сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». Иисус еще раз повторил ритуальную формулу. На этот раз чудо свершилось: человек вновь обрел зрение (Мк. 8. 22–26). 

Потом в Евангелии от Марка есть любопытная история о женщине, которая двенадцать лет страдала от кровотечений. Она обращалась к врачам и истратила все деньги, которые у нее были, но ей ничего не помогло. Услышав об Иисусе, она подошла к нему сзади в толпе, протянула руку и прикоснулась к его одежде. В одно мгновение ее кровотечения прекратились и она ощутила, что исцелилась. 

В этой истории примечательно то, что, говоря словами самого Марка, Иисус почувствовал, «что вышла из Него сила». Он остановился и спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Женщина пала перед ним ниц и сказала всю правду. «Дщерь! вера твоя спасла тебя», — ответил ей Иисус (Мк. 5. 24–34). 

Из евангелия Марка получается, что Иисус ощущал себя пассивным проводником, по которому шла исцеляющая сила. Что соответствует описаниям магических процессов в текстах того времени. Примечательно также, что Матфей, пересказавший тот же сюжет двадцать лет спустя, убрал из него магическую составляющую, которая есть в версии Марка. Согласно Матфею, Иисус обернулся в ответ на прикосновение женщины, заговорил с ней и лишь после этого исцелил ее (Мф. 9. 20–22). 

Однако несмотря на магические элементы, которые можно отследить в описаниях чудес Иисуса, в евангелиях нигде не говорится, что его действия были магическими. Мало того: враги Иисуса легко могли бы обвинить его в чародействе, за которое полагалась смертная казнь. Однако, когда Иисус держал ответ перед иудейскими и римскими властями, против него было выдвинуто что угодно — подстрекательство к мятежу, богохульство, отрицание Закона Моисея, отказ платить подати, угрозы в адрес Храма, — но нигде не упоминается, что его обвиняли в том, что он занимался магией. 

И вот тут мы переходим к самому главному. Иисус никогда не брал платы за свои услуги. Маги, целители, чудотворцы, экзорцисты и прочие шарлатаны — все это были профессии, требовавшие знаний (рядом был Ебибет — источник знаний) и приносившие неплохой доход. В «Деяниях» профессиональный фокусник Симон Маг (симония — это от его имени) предлагает апостолам бабло за то, чтобы те научили его пользоваться силой Святого Духа для исцеления больных: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго». «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги», — послал его Петр (Деян. 8. 9–24). Действовал он по по указанию самого Христа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10. 8, Лк. 9. 1–2). 

То есть разница между магией и чудом в Евангелиях сводится к тому, что чудеса Иисуса не были для него самоцелью. Суть их была в назидании последователей. То есть посредством чудес Христос стремился объяснить иудеям вокруг него собственное учение. Чудеса были иллюстрацией учения. Мало того, сам Иисус к своим чудесам относился не очень: «и блажен, кто не соблазнится о Мне» Мф 11:6. То есть поверует в него без всяких этих чудес. 

Как-то так. Если кратенько.


Автор: Digger
Опубликовал: Digger
Просмотров: 4962

Поделиться:

Добавить комментарий:

Вам необходимо авторизоваться:

E-mail:

Пароль:

Авторизация через: Facebook | ВКонтакте | Yandex

Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2003 Handy, Digger (Digital Pakost Ltd).
Дизайн и графика © 2003 Handy, Линкси. Интерфейс © 2003 Handy.
E-mail для посылки произведений: upload@realigion.ru.