Как попы хранят искусство
Сообщения о таинственных манипуляциях, производимыхс иконами архимандрита Зинона (Теодора) чиновниками Псковской епархии РПЦ МП, взбудоражили культурную общественность в России и за рубежом. С просьбой прокомментировать происходящее "Портал-Credo.Ru" обратился к ведущему архитектору Псковского института "Спецпроектреставрация" Андрею Лебедеву, находившемуся по должности в курсе состояния Троицкого собора Пскова, из которого были вывезены иконы о. Зинона, с начала производимых в нем работ – с лета 2003 года.
"Портал-Credo.Ru": Андрей Михайлович, что известно о судьбе икон, написанных архимандритои Зиноном для псковского Троицкого собора? Сообщение нашего корреспондента об исчезновении целого ряда иконостаса вызвало серьезные беспокойства и вопросы у массы людей, неравнодушных к судьбе отечественной культуры.
Андрей Лебедев: Еще в начале этого лета настоятель, протоиерей Иоанн Муханов, сообщил мне, что иконы "отправлены в Москву на реставрацию", которой "будут заниматься специалисты". Он сказал также, что митрополит Евсевий распорядился заменить на нижнем, местном чине иконостаса потемневшую басму на новую, белую и блестящую. Я заметил тогда, что в потемневшей, волнистой басме иконы напротив смотрятся лучше - древними, почти афонскими. В ответ настоятель только улыбнулся, реагируя на это, как на эстетскую блажь.
После того, как вопросы о том, где находятся иконы, докатились до Москвы, прошел слух, что Деисус вернули в Псков. Но иконы записаны, едва ли ни масляными красками, причем некоторые содраны до доски и написаны заново. Местный же чин с Царскими вратами, дверьми и завершавший иконостас образ Знамения отданы местному "богомазу" для аналогичной "реставрации", причем, судя по представлениям администрации собора об искусстве, возможен и вариант написания вместо зиноновских икон каких-то новых. Тем же "богомазом", например.
- Но что же говорят по этому поводу в руководстве прихода Троицкого собора? Иконостас – не напрестольное Евангелие, и люди, не видя знакомых икон, наверняка будут беспокоиться…
- На днях я имел беседу с настоятелем. Он подтвердил, что иконы вернулись и заверил, что все отреставрировано в лучшем виде. Однако, показать их и, тем самым, развеять слухи и беспокойство верующих, о которых я ему сказал, он, как ни странно, категорически отказался. Хотя еще раз заверил меня, что не собирается менять старых икон, идет речь о реставрации прежних в лучшем виде, с новой басмой.
- Раз уж разговор коснулся реставрации, то в каком состоянии были иконы, о которых идет речь? Ведь они написаны архимандритом Зиноном сравнительно недавно, и время вряд ли могло как-то заметно на них повлиять.
- Иконостас Серафимовского придела Троицкого собора работы отца Зинона сильно пострадал от устройства отопления в 2003 году. Работы проводились за федеральные средства, заказчиком выступала Генеральная дирекция "Псковреконструкция", а проект отопления и вентиляции разрабатывала московская организация "Термосервис", которая поставляла и оборудование. Прежде они, якобы, работали в соборах Московского Кремля. А устанавливала все это местная псковская фирма "Инстал".
Я тогда вмешивался в процесс, насколько это позволял заказчик, потому что наш институт занимался исключительно документацией - рабочие чертежи касательно трасс прокладки трубопроводов, методов прохода конструкций храма, размещения приборов отопления и вентиляции. Примерно половина из моих предложений, которые я делал с целью уберечь храм от рисков, заказчиком была отвергнута. По поводу того, как допустимо обходиться с храмом, он всегда имел собственное мнение. И, вероятно, какой-то материальный интерес тоже.
- Что конкретно отвергалось заказчиком из ваших предложений?
- Например, это замечания о чрезмерном количестве отопительных приборов в Серафимовском приделе. В присутствии того же настоятеля, Иоанна Муханова, я настаивал на том, чтобы сократить их число в два раза. С незапамятных времен и до 2003 года в придел, естественно, не было никакого отопления. Тем не менее, все воскресные и праздничные богослужения зимой проводились как раз в нем. И всегда здесь было весьма тепло, так что объективной необходимости в каком-то вмешательстве в его микроклимат не было.
Дело в том, что придел расположен в подцерковье собора и имеет очень низкие теплопотери: окон в нем вовсе нет, до улицы с боковых сторон 14 метров каменной кладки, с востока – усыпальница. Именно отсюда, кстати, и погребная сырость, особенно летом, когда придел не проветривался, так как оказывался закрыт на длительное время.
- Но вот отопление все же поставили. И что дальше?
- А дальше, уже зимой 2003-2004 года, специалисты стали отмечать чрезвычайную сухость воздуха в главном храме. Оказалось, что систему кондиционирования воздуха для главного храма просто не установили, а топили достаточно сильно. Иконные доски отдали влагу и дали усадку, паволока с левкасом и красочным слоем отошла от основы, в основномвдоль стыков иконных досок. Сильно пострадали главный иконостас, иконы главного храма вокруг столбов и в киотах.
- Но в таких случаях обычно срочно принимают меры…
- Конечно. Но только в 2006 году, на Крещение, прихожане с ужасом заметили, что произошло с Зиноновским иконостасом в подцерковьи. Тогда же я сделал серию снимков, зафиксировавших его состояние, говорил с настоятелем - протоиереем Иоанном Мухановым. Но реставрация в то время им не предполагалась, как и богослужебное использование придела вообще. Тогда в соборе проводились многочисленные дорогостоящие работы: повешены новые блестящие софринские люстры, от Александровского придела отгорожена лавка, навешаны безобразные двери, вокруг раки с мощами св. Всеволода поставлена толстая вычурная софринская решетка отвратительного рисунка, нагромождено разной современной мебели из ДСП офисного вида и так далее. Исторические интерьеры храма были, конечно, изуродованы. Зато появилась привычная смесь блестящей пошлости и евроремонта, так любимая, к сожалению, нашим духовенством.
- И все же, почему это предпринималось именно здесь, в Троицком соборе Пскова?
- Похоже, что епархиальное начальство, а прежде всего митрополит Евсевий, власть которого в церкви здесь единолична, предпочли попросту заставить всех забыть о существовании придела, связанного в памяти с "непокорным" о. Зиноном. Вообще-то борьба с "зиноновщиной" путем уничтожения созданного им стилизованного древнерусского интерьера придела началась гораздо раньше. Церковными работниками были выброшены замечательные кованые подсвечники, которые заменили софринским барахлом, повешено громозкое блестящее паникадило, которое загородило от взглядов центр иконостаса. Были уничтожены деревянные лавки в нартексе, стилистически выдержанный подбор икон был нарушен привнесением новых, совершенно чужеродных изображений. Стены храма, по замыслу отца Зинона беленые, были выкрашены бледно-салатной красочкой, как в поликлиниках и конторах. В летнее же время на иконах придела, который не проветривали, растили плесень. После этого соборные попы еще и имели наглость заявлять, что иконы плесневеют из-за того, что их автор – еретик и не покаялся перед владыкой.
- Но это уже не варварство, а откровенный вандализм, Вы не находите? Довольно часто при упоминании о состоянии псковских древностей в культуроохранных кругах самое мягкое, что доводится слышать, это: "Да, что говорить, когда там епископ – вандал из каменного века…". Но Вы говорили о том, что изначально заказчиками каких-то работ по переделке памятника истории и культуры выступали светские организации…
- Когда устраивали отопление в 2003 году – да. И это давало возможность хотя бы знать, что делается с храмом. Но сегодня работы финансируются не из бюджета, и никакой контроль не возможен.
- Вы хотите сказать, что епархия вообще делает все, что хочет – в том числе и с народным достоянием, которым является само здание, и с иконами Зинона?
- Кто финансирует происходящее я не знаю. Но охранных обязательств по новой форме соборные деятели еще не подписывали, а значит, в данный момент иконостас юридически не является предметом охраны. Хотя никаких сомнений у Комитета культуры по поводу особой ценности гибнущей коллекции икон нет, и на уровне совещаний с участием, кстати, настоятеля собора никто в этом не сомневается.
- Получается, что риск потерять иконы о. Зинона возник потому, что общенародное достояние оказалось "отданным на откуп" епархии без какого-либо контроля со стороны соответствующих государственных организаций. Тем не менее, Ваше мнение: что могло произойти с иконами и почему молчит общественность? Ведь живем не в пустыне и всему этому должны быть живые свидетели…
- В достоверности информации о порче церковниками – скорее всего, записи авторской иконы, - у меня нет никаких сомнений. Сослаться сейчас на источники, кстати, совершенно непристрастные, я не имею права, так как это их условие. Абсолютно достоверно, что вся остальная иконопись архимандрита Зинона находится в распоряжении того "богомаза", который выполняет прихоти церковного начальства. В каком они сейчас состоянии я не знаю.
Беседовал Михаил Ситников,
для "Портала-Credo.Ru"
Опубликовал: Digger
Источник: Портал-Кредо
Поделиться: