Дом, который разрушил Лев...
Диакон Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры РАН отказался участвовать в международной конференции "Новгородика", посвященной 1150-летию Новгород, в связи с разрушением по указанию архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) исторического памятника.
Моя бабушка, Софья Александровна Мусина, в 1944 году была назначена первым прокурором только что образованной Новгородской области. Приехав в разрушенный войной город, она была поражена тем, что на Торговой стороне сохранился красивый деревянный дом с резным крыльцом и мезонином. Это был дом, построенный в 1900 году основателем новгородского краеведения и местной охраны памятников В.С. Передольским (1833-1907). "Дом Передольского" пережил коммунистов, выстоял против нацистов, но не выдержал Русской Православной Церкви Московского патриархата. Он был снесен (так установил суд в 2002 году) Новгородской и Старорусской епархией, возглавляемой архиепископом Львом (Церпицким), при активной помощи новгородской областной администрации. Сейчас на его месте, уничтожая многовековые археологические слои, началось строительство кирпичного новодела.
В 1993 году дом, который еще можно было спасти, был передан Церкви – для реконструкции и приспособления под воскресную школу. Епископ Лев подписал охранные обязательства. Впоследствии епархия говорила об отсутствии денег и технологических сложностях реставрации. По мере знакомства с документами становится ясно, что сохранять памятник никто и не собирался. Владыка признавал, что с самого начала обговаривалось строительство нового дома. Эта идея нашла поддержку со стороны тогдашнего министра культуры РФ Натальи Дементьевой.
В 1994 году дом был раскатан по бревну и перевезен в Хутынский монастырь. Свидетели вспоминают, как монастырские трудники распиливали помеченные белой краской стволы на дрова. В 2000 году областным Управлением по охране памятников по просьбе епархии был составлен акт о фактической утрате древесины. Без единого слова сожаления об утраченном памятнике.
Начальник управления Сергей Гурьев, не снимая погибшего дома с учета, согласовал в 2001 году на этом месте строительство каменного дома с деревянной обшивкой без положенных по закону археологических раскопок. Но в 1999 году в Новгороде возродилось основанное еще самим В.С. Передольским Общество любителей древности – маленькая толика гражданского общества. Общество подает в суд иск о признании недействительным акта согласования. И, как ни странно, – выигрывает процесс. 25 января 2002 федеральный судья Н.А. Жукова признала действия чиновников незаконными и установила факт противоправного сноса объекта культурного наследия. Однако до середины февраля 2002 года строительство продолжалось. В июле 2002 г. научно-методический совет Министерства культуры не только счел необходимым воссоздать дом в дереве, но и настаивал на судебном разбирательстве по факту разрушения памятника. Ни министерство, ни Управление охраны памятников, ни прокуратура на это не пошли.
Я встречался с архиепископом Львом. К сожалению, я услышал разговоры про все те же гнилые бревна, отсутствие денег и практичность кирпичного строительства. Защитники старины были в его глазах "группкой хамов и крикунов", а археологи – "рвачами". Уникальные находки и даже берестяная грамота, найденные при разборке старого фундамента, были, по его мнению, специально "подброшены", чтобы доказать необходимость раскопок. Он намеревался настаивать на своем.
Ученик митрополита Никодима (Ротова) (1929-1978), архиепископ Лев, получивший образование в Риме, не смог подняться над тем, что сам владыка Никодим называл "шляхетской спесью". Вседозволенность, бесконтрольность и приводят к подобным драмам. При этом архиепископ Лев – один из лучших архиереев в РПЦ МП. Но если так поступают в древнем Новгороде, то чего ждать в других местах?! Деревянным памятникам вообще не везет в русской Церкви. В Иверском монастыре разобрали "ненужный" епископу старинный амбар, в Ново-Иерусалимском монастыре от пожара погибла Богоявленская церковь, в Ипатьевском монастыре сгорел Спасо-Преображенский храм.
А ведь бывало и по-другому. Патриарх Алексий I (Симанский) вспоминал, как его сурово отругал Арсений (Стадницкий), впоследствии митрополит Новгородский. Тогда молодой монах, будущий Патриарх, разрушил в одной из исторических келий Троицкой лавры подоконник, чтобы поставить туда свой письменный стол.
Пока общественность ждала решения нынешнего конфликта, епископ нашел нового союзника – губернатора области Михаила Прусака. Тот в 1991 году, будучи совхозным начальником в Новгородской области, протянул в село водопровод через курганы эпохи Древней Руси. Сегодня там нет ни водопровода, ни памятника, простоявшего 1000 лет. Лишь путч ГКЧП в 1991 г. спас председателя от уже начатого судебного преследования – в октябре того же года указом Бориса Ельцина он был назначен главой Новгородской области.
Уже в 2004 году начался процесс нового согласования старого проекта. Его сторонникам нельзя отказать в продуманной тактике. Создается оппозиция Обществу любителей древности в виде комиссии по культурному наследию при губернаторе. Летом того же года Центральный совет ВООПИК так же поддерживает идею каменного строительства. Берется линия на раскол самого общества. В декабре один из его активистов Сергей Трояновский был назначен заместителем председателя областного Комитета культуре. Но еще 5 ноября 2004 сам губернатор подписал распоряжение – воссоздать "дом Передольского" на основании проекта Новгородского Епархиального управления Московского патриархата. Распоряжение вышло, несмотря на замечания прокурора области А.С.Чугунова об обязательности археологических раскопок. Проверив людскую реакцию и дождавшись изменения общественных настроений в стране, епархия в январе 2006 года вновь приступила к строительству каменного "новодела". Все понятно – прихожанам нужна воскресная школа, на месте разрушенного дома должно быть через 12 лет что-то построено, но ведь не такой ценой. Не хотелось бы, чтобы в этой школе учили так же относиться к памятникам культуры...
Непоправимая беда России в том, что большинство населения согласно с чиновниками в их отношении к культуре. Они не видят значимости ее сохранения, а видят ценность лишь в вылизанных евроремонтом новоделах. Они ведут речь о культурном наследии как о кладовке с рухлядью, которую пора выкинуть и освободить место для элитной электроники. Капитальный ремонт всегда происходит быстрее, проще и дешевле, чем реставрация. Не говоря уже об археологических раскопках. Но через поколение выясниться, что, уничтожив наследство, страна не только лишилась культурного потенциала для творческого развития. Распалась связь времен, восстановление которой потребует особых "национальных проектов". Будет дольше, сложнее и дороже.
В этой истории пугает не только позиция чиновников от охраны. Активно способствовали новому строительству и разрушению культурного слоя Новгородской епархией руководители ВООПИК и в Новгороде, и в Москве. Известно, что такие его деятели как Евгений Пашкин, Татьяна Каменева, директор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских и федеральный архитектор Смоленска, и Сергей Демидов, архитектор Троице-Сергиевой Лавры, давно и плодотворно сотрудничают с РПЦ МП. При этом в Михаило-Архангельском (Свирском) храме Смоленска уже более 10 лет зияет дыра, прорубленная настоятелем на хоры. А в Лавре яркие краски безвкусного ремонта сочетаются с деревянными пристройками к Больничному, теперь наместничьему, корпусу, плохо соответствуя как нормам, принятым для памятников ЮНЕСКО, так и строгому облику "игумена земли Русской".
Складывается система, когда не только чиновники согласовывают искажения памятников и святынь, противоречащие закону и совести, но и специалисты, ответственные за церковную старины, проводят соглашательскую политику в отношении требований религиозных организаций. В условиях практического отсутствия государственного контроля отсутствие еще и контроля общественного обертывается необратимостью.
Справедливо скажут, что Церковь созидала культуру. И назовут памятники мирового значения, скажем, Софию Новгородскую. Но "верный в малом и во многом верен, а неверный в малом не верен и во многом" (Лк.16: 10).
Сегодня начато строительство вряд ли можно остановить. Но народ должен знать имена своих "героев". И чтобы им хоть когда-нибудь стало стыдно за то, что они сделали.
Наш комментарий:
Вот вам и разговоры о "православной культуре"...
Опубликовал: Handy
Источник: Диакон Александр Мусин для Портала-Credo.ru
Поделиться: