Ратцингер: Хранитель ордотоксии
Траунштайн, Германия (AP) - Кардинал Йозеф Ратцингер оттолкнул некоторых римо-католиков в Германии своим усердием в укреплении церковной ортодоксии. Однако в консервативных альпийских предгорьях Баварии, где он вырос, он остается любимым сыном, который, как думают многие, станет хорошим Папой.
Ратцингер, весьма строгий и консервативный хранитель доктринальной ортодоксии, которому в воскресенье исполнилось 78 лет, избранный во вторник 265-м понтификом Католической Церкви, вошел на ватиканский конклав ведущим кандидатом на наследование места Иоанна Павла II.
"Только тот, кто знает традицию, способен дать очертания будущему", - говорит преп. Томас Фрауенлоб (Thomas Frauenlob), возглавляющий семинарию в Траунштайне (Traunstein), где Ратцингер учился и куда регулярно приезжает.
Однако в оценках его деятельности остается в Германии значительный разрыв, составляющий яркий контраст по отношению к Иоанну Павлу II, которого почитают в его родной Польше. Недавний опрос, проведенный еженедельником "Шпигель", показал, что число немцев, выступающих против избрания Ратцингера Папой, превзошло число сторонников в отношении 36 % к 29 %, тогда как 17 % не имеют предпочтений. Этот опрос, проведенный без оценки погрешности 5-7 апреля, охватил 1000 человек.
Многие осуждают Ратцингера за указания из Рима, содержавшие запрет католическим священникам давать советы молодым людям по проблеме выбора в случае подростковой беременности, а также отказ немецким католикам в причащении с их лютеранскими братьями на совместном собрании в 2003 году.
Кардинал Йозеф Ратцингер вступил в конфликт с влиятельными теологами у себя дома, наиболее известным из которых является либерал Ханс Кунг (Hans Kueng), который помог ему занять место преподавателя в Университете Тюбингена в 1960-х. Позднее кардинал публично критиковал Кунга, у которого в 1979 году Ватикан отобрал лицензию на преподавание теологии.
Он также открыто спорил в своих статьях с близким ему немецким кардиналом Вальтером Каспером, человеком современных взглядов, который призывал к менее централизованному церковному управлению и рассматривался в качестве "темной лошадки" среди кандидатов на папский престол.
"Он ранил многих людей и далеко перешел в Германии все границы", - говорит Христиан Визнер (Christian Wiesner), представитель выступающего за реформы движения "Wir Sind Kirche".
Сам Ратцингер в автобиографии ощущает, что разошелся со своими германскими братьями по вере еще в 1960-е, когда он был молодым ассистентом на Втором Ватиканском соборе в Риме. Возвращаясь в Германию между заседаниями, "я обнаруживал, что настроения внутри Церкви и среди теологов неспокойны", пишет он. "Все более и более возникало впечатление, что в Церкви ничего не происходит, что все нуждается в пересмотре".
Ратцингер оставил Тюбинген во время студенческих акций протеста в конце 1960-х и вернулся в более консервативный Университет Регенсбурга в своей родной Баварии. И католики, и протестанты насчитывают в Германии около 34 % населения, однако Бавария является одной из тех земель, где преобладает католическое население.
"Тем, что Вадовице было для Иоанна Павла, Бавария является для Ратцингера, - говорит Фрауенлоб, имея в виду родной город Папы Иоанна Павла II в южной части Польши. - У него здесь глубокие корни, это его дом".
Кардинал родился в селении Марктл ам Инн (Marktl Am Inn), но его отец, полицейский, часто переезжал, и его семья уехала из этих мест, когда ему было 2 года. Он и его старший брат Георг - бывший директор известного хора мальчиков "Regensburger Domspatzen" - ежегодно возвращаются в тихие залы семинарии Св. Михаила, останавливаясь в изящной, но скромно меблированной квартире епископа возле церкви. Признанный пианист, любящий Моцарта. Ратцингер наслаждается игрой на большом рояле в главном зале семинарии, а также, как рассказывает Фрауенлоб, гуляет по центру Траунштайна, приветствуя прохожих. Именно в Траунштайн Ратцингер приехал в горестные годы правления нацистов и второй мировой войны.
В своих воспоминаниях Ратцингер писал, что, когда ему в 1941-м было 14 лет, он был против своей воли призван в ряды нацистского молодежного движения, членство в котором было обязательным. Он сообщает, что вскоре ушел оттуда благодаря своей учебе на священника.
Два года спустя он был призван в нацистское подразделение противовоздушной обороны в качестве помощника, что было обычной должностью для тех, кто был слишком молод, чтобы стать солдатом. Через год он был отпущен оттуда, - но лишь с тем, чтобы быть направленным на австро-венгерскую границу для строительства танковых преград.
Он дезертировал из германской армии в мае 1945-го и вернулся в Траунштайн, что было весьма рискованным, так как дезертиров расстреливали или публично вешали на месте, в назидание остальным. Когда он прибыл домой, его арестовали американские солдаты, которые на несколько недель поместили его в лагерь для военнопленных. По освобождении оттуда он восстановился в семинарии.
В 1951-м вместе с братом Ратцингер был посвящен в духовный сан. Затем он провел несколько лет, изучая теологию. В 1977 году он был назначен епископом Мюнхена, а через три месяца повышен Папой Павлом VI до кардинала.
В 1981-м Папа Иоанн Павел II назначил его главой Конгрегации по делам вероучения, где он стал отвечать за укрепление католической ортодоксии, и был одним из самых важных людей в вопросах утверждения веры среди католиков во всем мире.
Ратцингер говорит на нескольких языках, среди которых итальянский и английский, а также его родной немецкий.
Фрауенлоб считает его глубокомыслящим человеком с пониманием католической традиции и с личным подходом, который зачастую недооценивается. Он приводит пример с конфирмационной службой в семинарии в 2003 году, когда поблизости не оказалось ни одного епископа. Ратцингер быстро дал согласие приехать, провел конфирмацию 14 мальчиков, а после церемонии нашел время поговорить с каждым лично. "Я считаю неправильным, когда ему дают оценку как сторонника жесткой линии, - говорит Фрауенлоб. - Люди слишком быстро выносят эту оценку, что не так уж точно отражает его личность".
Наш комментарий:
Что-то мне этот выбор напоминает... Вспомнил! Начало 80-х, генсек Черненко, почтенный старец...
78 лет, однако, не шутка. В Европе, конечно, живут долго, но, сдается мне, лет через 5 вся эта истерия с похоронами папы повторится...
Опубликовал: Handy
Источник: Портал-Credo.Ru (по материалам AP)
Поделиться: