РЕПОРТАЖ: Занимательная религия.
Ликбез
В Красноярск прибыл диакон Андрей Кураев. В нынешнем году это уже второй его визит на берега Енисея. Кураев вообще много ездит по стране, за год он посещает с полсотни городов и читает лекции по всем актуальным вопросам, начиная с введения ИНН и заканчивая "Кодом да Винчи". Спонсирует его кипучую миссионерскую деятельность благотворительный фонд "Вольное дело" – одна из структур холдинга Олега Дерипаски. В Красноярске диакон оставил неоднозначные впечатления.
В аудитории Красноярского педуниверситета "переаншлаг": студенты, преподаватели, городская интеллигенция, священнослужители. Те, кому не хватило мест за партами, сидят на приставных стульях в проходах. Те, кому не хватило стульев, стоят в дверях. Все внемлют.
Лектор Кураев замечательный: то интонацию повысит, то с вопросом к собравшимся обратится или пошутит, чтобы аудитория не заскучала. К примеру, говорит: "В России две беды, и если с одной можно справиться при помощи асфальтоукладчика, то с дорогами придется повозиться". Аудитория смеется. Лектор, произведя нужный эффект, переходит от смешного к серьезному: объясняет религиозные термины. Рассуждает о взаимосвязи "Фауста" Гете с библейскими сюжетами. Не упускает возможности заметить, что актеры, снимавшиеся в сериале "Мастер и Маргарита", читали его книгу о романе, и значительную часть лекции уделяет анализу этого романа. Всем интересно. Все довольны. И если в тот момент, когда монолог диакона закончен, встать и уйти, то впечатление останется самое наилучшее.
Печаль в том, что никто не уходит, и после монолога начинается диалог.
Девушка спрашивает:
- Почему Иисуса Христа называют свинопасом? Разве он мог пасти свиней? Ведь для иудеев свинья –- нечистое животное.
Диакону нравится вопрос. Можно в очередной раз блеснуть эрудицией и остроумием.
- Даже в современном Израиле разводят свиней, - говорит он. -– Разумеется, на экспорт. Фермы устроены так, что свиньи находятся на деревянных помостах –- ни одно нечистое животное не ступает на священную землю. Я, кстати, жалею, что я не еврей. Иначе похвастал бы: "Мы, евреи, даже из говна делаем деньги!"
Я тоже ни на каплю крови не еврейка. Но кураевская ирония и нарочито близкое упоминание слов "евреи" и "говно" меня коробит.
После лекции к Кураеву выстраивается очередь за автографами. Женщина с тихим ликованием на лице от того, что стоит рядом с самим отцом Андреем, протягивает листочек:
- Батюшка, напишите благословение.
- Я бумажки не подписываю! – отвечает Кураев. - Книгу свою, если угодно, подпишу. Вон там, возле аудитории, ее продают.
Возле аудитории действительно продают его книгу. По сто рублей. В самом дорогом книжном магазине города кураевскую книжку можно купить за шестьдесят. Хотя сотня - это еще по-божески. В прошлый приезд диакона в Красноярск его книги, говорят, продавались по пятьсот.
Журналисты - собаки
- Отец Андрей, можно ли просить вас об интервью? – обращаюсь к Кураеву после лекции.
- Ничего не знаю, - говорит он. – Договаривайтесь с моим куратором.
Машет дланью в сторону: куратора ищи там - и теряет ко мне интерес.
Тут нужно заметить, что журналистов Кураев как-то того, не очень. Недаром он однажды сострил: "С журналистами нужно общаться как с собаками. Собакам можно говорить самые гадкие слова, но если интонация добрая, то они реагируют положительно. Так и журналисты реагируют не на содержание, а на красоту речи. Им важно, чтобы речь была динамичная. Они готовы за это и Жириновского терпеть, и меня".
Спору нет: никто не червонец, чтобы всем нравиться. Но я, если уж на то пошло, добросовестно готовилась к интервью. Накануне до трехночи читала материалы с кураевского сайта. Все, конечно, не прочла. Все прочесть в принципе невозможно. Одна только беседа с диаконом, вывешенная на сайте, занимает объем в пятьдесят печатных страниц. Это ж как серьезно нужно к себе относиться, чтобы вот так, на пятидесяти страницах, с занудливой дотошностью рассказывать о каждом своем шаге!
С куратором Кураева мы договариваемся, что я позвоню позже. Звоню. И куратор – мне в телефонную трубку это хорошо слышно – спрашивает у диакона: "Дадите сейчас интервью?" А диакон отвечает: "Лучше потом. В вечернем ресторанчике... "
Занимательная религия под пиво
До трапезы в ресторанчике отец Андрей читает еще одну лекцию во дворце культуры. Переполненный зал рукоплещет, пока он идет к сцене. На сцене Кураев садится за специально приготовленный столик. Чья-то заботливая рука поставила на него пакет яблочного сока -– кураевского любимого. Сам диакон ставит на стол ноутбук и, заглядывая в него, рассказывает любопытные факты из истории Церкви.
Говорит, что малиновый колокольный звон не имеет отношения ни к малиновкам, ни к малине, а называется так по названию бельгийского города Малин. Просвещает несведущих насчет того, как появились религиозные посты и что означают предметы церковного облачения. В итоге получается эдакая занимательная религия. И неспроста получается! С умыслом!
- То, что я вам рассказываю, - обращается Кураев к залу, - это именно то, что можно рассказывать в рамках курса "Основы православной культуры". А то подняли хай, что в школы тигра запускают! Нет никакого тигра! Нет никакой пропагандистской подоплеки!
Воистину, какая пропаганда? В одной из школ Белгородской области, где ОПК уже ввели как обязательный предмет, клирики не пропагандировали, они просто собрали всех учеников, включая мусульман и атеистов, и вывезли на монастырские поля - картошку копать. Но Кураев об этом не говорит. Кураев переходит в открытое наступление:
- Говорят: "Не надо ОПК! Надо историю религий!" Но головы у школьников не резиновые! И потом, о чем рассказывать в курсе истории религий? О сути веры или об истории конфессии? И если о втором, то есть ли хоть одно пособие по истории религий, где в главе "Христианство" не пишется о крестовых походах, инквизиции и расколе? Это норма! Об этих кровавых деяниях почему-то обязательно надо говорить! Но! История какой конфессии не кровава? Что вы знаете о войнах за обладание зубом Будды?!
Мы, люди, сидящие в зале, о войнах за обладание зубом Будды не знаем ничего. Мы о них и не будем знать! И именно потому, что в наших школах не собираются преподавать историю религий! В наших светских школах насаждают основы единственно православия!
Отец Андрей, дав волю крутому нраву, уже не останавливается. С той же горячностью он отстаивает другую значимую для себя идею.
- Да, я проповедую на рок-концертах! –- бросает он вызов залу. –- И что? Я ведь с проповедью туда иду, а не с бутылкой пива! А надо будет –- пойду с бутылкой! Масса храмов на Руси на пиве построена. Нашел батюшка спонсора –- и где им, русским мужикам, разговаривать? В бане! А какая баня без пива? Так что выходит батюшка из той бани походкой не твердой, зато с обещанным вагоном кирпичей. А то, видите ли, идеалистические представления: помолились –- легион ангелов слетел и храм поставил. Нет!
Вот и поговорили
В вечернем ресторанчике становится ясно, что от идеалистических представлений и впрямь пора отказаться. По указанию куратора я прихожу отнюдь не к началу застолья: отцу Андрею надо дать время поужинать. Я это понимаю.Однако ни через час, ни через два отец Андрей до меня не снисходит. Мне неловко на чужом пиру. К тому же вечерний ресторанчик вот-вот превратиться в ночной, и как добираться ночью до дома -– Бог весть. Улучаю момент:
- Отец Андрей, простите мою докучливость, но не уделите ли вы мне несколько минут?
Кураев явно недоволен. Раздумывает. Но в конце концов делает одолжение:
- Пойдемте в сторонку...
Ни как меня зовут, ни из какой я газеты, он не спрашивает - без разницы! Я для него не человек. Я – журналист.
По пути в сторонку он берет со стола гроздь винограда, и, пока он этот виноград вкушает, формулирую первый вопрос:
- Я встречалась с руководителями атеистического общества Москвы. Они не невежественные воинствующие безбожники – образованные люди, научные сотрудники. И они аргументировано доказывают, что, если свобода вероисповедания в России еще есть, то свободы от вероисповедания уже нет. Почему сегодня быть атеистом считается постыдным?
Таких "почему?" у меня много. Почему РПЦ освящает больницы, школы, казармы? Ведь они содержатся на налоги, а их платят не одни лишь православные и не одни верующие, да и лечатся, учатся, в армии служат не одни они. Почему дискутируется вопрос: что преподавать в школах, ОПК или историю религий, – но даже не упоминается возможность преподавания основ атеистического мировоззрения? Почему Рождество и Пасха возведены в ранг государственных праздников? И почему, наконец, РПЦ стремится к сращению с властью, нарушая тем самым 14-ю статью Конституции, гласящую: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.."
Но Кураев не дает мне договорить. Сам дипломированный атеист, он клеймит тех, кто от атеизма не отрекся:
- У атеистов пусто за душой. У них нет своих символов, своих святынь, в их сознании нет границы между профанным и сакральным. Поэтому не может идти речи об оскорблении атеистических чувств. Далее. Я не вижу ограничений для атеистической деятельности. У того же атеистического общества нет проблем с изданием литературы...
- Извините, но как раз у атеистического общества проблемы есть! Их альманах выходит мизерным тиражом и печатается на личные деньги членов организации. Кстати, один из этих членов - физик Виталий Гинзбург – часть своей Нобелевской премии передал на издание атеистической литературы...
- Не перебивайте! У меня мало времени! – вскипает Кураев.
Вот тут мне, если честно, хочется выключить диктофон и распрощаться. Не потому, что обиделась. Просто отец Андрей к разговору не расположен, а значит, и правда, не стоит тратить время. Ни его, ни мое. Но я не отступаю.
Кураев немногословен. "Да". "Нет". "Без комментариев". Мало-мальская заинтересованность у него появляется, лишь когда я касаюсь приятной ему рокерской темы.
- Почему вы сотрудничаете именно с Кинчевым и Шевчуком? Есть ведь и другие рок-музыканты, которые исповедуют православие, но не кричат об этом и не навязывают свои взгляды поклонникам. Вадим и Глеб Самойловы, например.
- Я не листал справочник рок-музыки, думая, кому позвонить. Кинчев и Шевчук сами на меня вышли.
- Правда ли, что Кинчева хотят представить к церковной награде за миссионерство среди молодежи?
- Не знаю. Но, если это так, я буду рад. Кстати, о наградах. Шевчуку решили присвоить звание народного артиста Башкортостана. Он позвонил мне и спросил: "Соглашаться ли?" Понятные сомнения: рокер должен быть неформальным, рокеру ни к чему ордена и почетные советские звания... Но я сказал: "Соглашайся! Чтоб было что бросить к ступеням Мавзолея!"
Говоря о рокерах, Кураев даже слегка улыбается. Я всматриваюсь в его лицо и вижу, что лицо-то у него не злое. Наверное, просто устал. Но не успеваю я мысленно оправдатьотца Андрея, как подходит некая женщина. Склоняется в полупоклоне:
- Отец Андрей, мы хотим статью написать о сектантах. Вы не дадите нам комментарий?
От улыбки не остается и следа. Отец Андрей в ярости.
- Блин! –- срывается он на крик. - Какой комментарий?! У меня самолет утром!
- Отец Андрей, - спрашиваю я напоследок, - если вас так утомляет общение с людьми, зачем вы ездите по стране? Что дают эти встречи?
- Не мне судить, - ответствует батюшка. - Пусть люди решают, что им дают встречи со мной. Мне они дают непреходящее чувство усталости.
Засим прощаемся. Кураев возвращается к столу. Я ухожу в ночь. Уповаю не на Господа, а на то, что автобусы еще ходят.
Автор: Наталья СОЙНОВА
Опубликовал: Digger
Источник: Нагло содрано с Портал-Кредо
Поделиться: