Для начала – небольшая биографическая справка, из нее многое можно понять. Архиепископ Рязанский и Касимовский РПЦ МП Павел (Георгий Васильевич Пономарев) родился 19 февраля 1952 года в семье карагандинских рабочих. Окончил 8 классов средней школы, поступил в профтехучилище, отслужил два года в армии и практически сразу после демобилизации, в 1973 году, поступил в Московскую духовную семинарию…
В официальной биографии архиепископа отчего-то утверждается, что профтехучилище он окончил после службы в армии, да еще успел до поступления в семинарию поработать шофером и автослесарем. Но, чтобы уложить и учебу в ПТУ, и трудовой путь работяги в срок менее одного года (!), надо владеть идеями "чучхе" или, как минимум, обладать способностью сжимать время и расстояния. Тем не менее, оставим эту "канцелярскую комплиментарность" на совести официальных биографов, так как почетный статус пролетарского происхождения в советское время старались подчеркивать везде.
Кстати, благодаря своему классово безупречному происхождению,после окончания семинарии, будучи на третьем году обучения в Московской духовной академии принятым в число братии Троице-Сергиевой Лавры, Георгий Пономарев с октября 1977-го по май 1978 года столь же оперативно превратился из инока во иеродиакона, а затем – в иеромонаха Павла, который в 1979 году уже работал референтом престижного и особо контролируемого компетентными органами Отдела внешних церковных сношений.
В том, что молодой иеромонах, приехавший сравнительно недавно из общепризнанной "кузницы кадров" - солнечного советского Казахстана, стал сотрудником "церковного спецотдела", ничего экстраординарного не наблюдается. В ОВЦС МП поступали проверенные кадры с безукоризненной репутацией "чистого листа", пригодные в разном качестве для сотрудничества. Однако, довольно скорое, уже в 1981 году, назначение иеромонаха Павла в Русскую духовную миссию в Иерусалим – в Израиль, с которым СССР тогда не то что не имел дипотношений, но и практически воевал, - говорило уже о большем. Вероятно, Павел оказался кадром гораздо более перспективным, чем следовало того ожидать от простого провинциального пролетария. Дальнейшая жизнь и деятельность этого "талантливого администратора и дипломата", как увидим, вполне оправдали все расчеты его наставников.
Через год после назначения на ответственный и деликатный дипломатический пост иеромонах Павел становится заместителемначальника миссии РПЦ МП в Иерусалиме, в 1983 году возводится в сан игумена, а через три года – архимандрита с назначением главой миссии. Однако в должности начальника Русской духовной миссии архимандрит Павел пробыл сравнительно недолго – с июля 1986 года по июль 1988-го. В России тогда уже явно назревали серьезные события, и проверенные кадры требовались РПЦ МП и ее кураторам дома. Поэтому, будучи назначенным в августе 1988 года наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, архимандрит Павел принимает активное участие в осмыслении происходящего развала советской империи и освоении ее осколков. Попав из диаспоры в самую гущу событий, он жадно учится, усваивая налету премудрости аппаратной работы. В марте 1992 года архимандрит Павел становится епископом Зарайским, викарием Московской епархии, и вплоть до конца 1999 года трудится во благо церковного аппарата в США и Канаде, где Московская патриархия проводит стратегическую рекогносцировку пространства РПЦЗ на предмет дальнейших перспектив отношений с нею. С декабря 1999 года начинает повышаться и формальный статус владыки – он становится епископом Венским и Австрийским, а с апреля 2000 года - Венским и Будапештским, чтобы через год быть возведенным в архиепископское достоинство.
На Рязанскую кафедру архиепископ Павел был назначен в мае 2003 года, сменив отправленного на покой митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), вскоре принявшего схиму. Чтобы напомнить об атмосфере, в которой происходила смена управляющего Рязанской епархией, сделаем отступление, отметив, что это был момент, когда, вероятно, не без связи с курсом российской власти на реванш тоталитарного правления, случилась памятная перестановка нескольких значимых фигур в высшем аппарате РПЦ МП.
Той же весной на Венскую кафедру был определен сохранивший за собой должность представителя РПЦ МП при европейских международных организациях в Брюсселе епископ Иларион (Алфеев). Смещен с Воронежско-Липецкой кафедры и отправлен в почетную ссылку в Казахстан один из наиболее многообещающих архиереев нового поколения митрополит Мефодий (Немцов). Опасного своей самостоятельностью иерарха Синод постарался максимально "обезвредить", освободив заодно от должности председателя Историко-правовой комиссии РПЦ МП и Макариевского фонда. Многоступенчатая рокировка венчалась "ссылкой" на освободившуюся Воронежскую кафедру управляющего делами патриархии митрополита Солнечногорского Сергия (Фомина), должность которого унаследовал архиепископ Климент (Капалин), вскоре ставший первым митрополитом этой известной церковно-аппаратной фамилии. Таким образом, митрополит Кирилл (Гундяев), дождавшийся, наконец, умаления своего основного соперника по влиянию в РПЦ МП Мефодия, получил гораздо более серьезного оппонента в лице собственного же бывшего зама – нынешнего митрополита Калужского и Боровского и члена Общественной палаты РФ Климента.
Архиепископ Павел во всем этом раскладе был определен на весьма ответственный участок, на перспективную кафедру, где митрополит Кирилл предполагал отработать новую модель "обеспечения церковных интересов" в процессе очередного этапа передела собственности в России. Земля, недвижимость, представленная в основном памятниками истории и культуры с обязательным и немалым отношением их к культовым объектам – вот, что представляло теперь один из наиболее существенных интересов для церковной корпорации. Рязанская епархия в этом смысле - одна из самых соблазнительных зон так называемой "канонической территории" РПЦ МП. На древней Рязанской земле сохранилось до наших дней немало уникальных памятников архитектуры, имеющих мировое историческое значение.
Первым в их числе следует назвать архитектурно-исторический ансамбль Рязанского кремля, находящийся в государственной собственности и имеющий статус государственного музея-заповедника. Приобретение его Московской патриархией в безраздельную собственность было бы явлением, в определенном смысле сравнимым по значимости с обретением в том же статусе Московского Кремля. Во всяком случае – заявкой на глобальную "реституцию", о которой главные священноначальники настойчиво говорят с начала 90-х годов.
До назначения архиепископа Павла, в период управления Рязанской епархией митрополитом Симоном, кремлевские соборы и иные помещения уже использовались для богослужений, к чему музей был весьма расположен. Владыка Симон был ярким представителемушедшей плеяды просвещенных православных иерархов, которые, хоть и были "сергианами до мозга костей", но оставались людьми прошлой эпохи, чуждыми духу бизнеса в его нынешней транскрипции овладения всем и вся. Митрополит был верующим и упорно ратовал за восстановление памятников при живейшем участии Церкви, что вызывало отклик практически у всех организаций, имеющих отношение к российской культуре, и оставило добрую память о его тридцатилетнем пребывании на Рязанской кафедре. Подход архиепископа Павла к своей ответственной миссии оказался настолько же иным, насколько принципиально иной мыслилась и сама эта миссия.
С момента своего первого появления в Рязани архиепископ не скрывал, что епархия очень заинтересована в получении исключительных прав на Рязанский кремль. Однако, его декларации до перевыборов на второй срок президента Путина носили в большей степени кулуарный и умозрительный характер, набирая активность сравнительно медленно. Только в 2006 году, за три месяца до памятного президентского Послания-2006, в отношении, вероятно, ранее запланированного отчуждения народного достояния в пользу де-факто "государственной Церкви", светским и церковным руководством предпринимается виртуозная попытка обойти препятствующее этому законодательство. После письма Патриарха Алексия II президенту Путину и появления на нем резолюции о желательности "положительного решения" в вопросе с захватом Рязанского кремля патриархия и региональные власти решаются идти ва-банк, прибегая к практике, противоречащей федеральному законодательству. Именно с этого момента и становится ясной особая значимость архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, на которого возложена ответственная задача представлять "всю полноту" интересов религиозной корпорации на свой страх и риск - так же, как делают это региональные учреждения власти, не имеющие права распоряжения федеральной собственностью.
Через месяц после начертания президентской резолюции на патриаршем письме, в интервью агентству "7 новостей", архиепископ уже открыто заявляет, что "решение о передаче Рязанской епархии территории, зданий и части имущества музея-заповедника Рязанский кремль - дело времени, и если он не решится в пользу церкви сегодня, - значит, мы еще не созрели", а если "решение будет принято в пользу справедливости, то есть варианты, как все сделать цивильно и справедливо". Тогда владыка и сказал впервые открыто, что в музее творится "страх и ужас", что было началом нескончаемого потока обвинений в адрес искусствоведов и хранителей, "не так" хранящих, реставрирующих и содержащих памятники кремля.
Чуть более чем еще через месяц, 6 мая 2006 года, в интервью "Интерфаксу" на фоне разгорающегося скандала после того, как впервые зазвучало словосочетание "церковное рейдерство", архиепископ Павел замечает: "К сожалению, этот процесс возвращения Церкви ее святынь сейчас встретил не совсем положительную реакцию со стороны музея. Мне думается, что это нормально, хотя есть, конечно, и перегибы. Мы с благодарностью относимся ко всем работникам музея, которые сумели в тяжелые годы лихолетья сохранить храмы и другие святыни Рязанского кремля. Но с той же благодарностью мы надеемся и принять от них кремлевские храмы - не усугубляя ситуацию, не сея ненависть междулюдьми. Мы надеемся, что справедливое решение данной проблемы, предложенное главой государства, будет осуществлено в полном объеме". Пройдет почти год, пока растерянные представители общественности и сотрудники музея-заповедника с помощью правозащитников надумают обратиться к правовому исследованию ситуации, в процессе которого будут обнаружены серьезные нарушения действующего законодательства РФ. А еще через год, в январе 2008-го, дальновидный архиепископ будет предлагать (ссылка по каким-то причинам ведет вникуда, скорее всего, статья уже удалена) внести изменения в российское законодательство с тем, чтобы ремонт памятников истории и культуры, если окажутся они в собственности РПЦ МП, оплачивался за счет налогоплательщиков, то есть государством.
О нынешней активности архиепископа Рязанского и Касимовского Павла можно судить, в основном, по расписанию его богослужений в новостях сайта Рязанской епархии, и в появлении все новых скандальных подробностей формально возглавляемой им рейдерской операции на ресурсе историко-архитектурного музея-заповедника "Рязанский кремль".
Принимая решение о назначении на Рязанскую кафедру архиепископа Павла Синод РПЦ МП не ошибался. Все прочие, обладающие столь высокой напористостью и упорством церковные аппаратчики уже заняты в центре и в нескольких столь же перспективных в плане овладения ценной собственностью региональных епархиях. Однако, несмотря на бесспорность своего таланта в этом деле, архиепископ иногда допускает внешне незначительные "ошибки". Например, объявляет с амвона Христорождественского собора Рязанского кремля о грядущем увольнении директора музея Максимовой еще до того, как она узнает об этом сама. Или оказывается вместе со своим протеже, полпредом Георгием Полтавченко, в числе "крестных отцов" казачьего атамана Даценко, изгнанного недавно Советом атаманов Рязанской области за безалаберность, дискриминацию казаков и воровство. Бывает, что по поводу работ по озеленению, ведущихся государственным музеем, посредством архиепископских заявлений распространяются слухи о строительстве близ соборов "развлекательного центра". Недоумевающие рязанцы, которым хорошо известна истинная подоплека проблемы, "узнавали" об этом из СМИ, исполняющих волю компаньона Павла по отчуждению памятников – рязанского мэра Федора Провоторова. При этом сам архиепископ "освящал" клевету в выступлениях по местному телевидению, усердно убеждая граждан в том, что музей занят исключительно "кощунством и святотатством", "втаптывая в грязь нашу духовность".
Сегодня трудно сказать, чем закончится наиболее ответственное испытание архиепископа Павла на профессиональную пригодность к выполнению актуальной задачи нынешней церковной власти. После стремительного карьерного "взлета", начиная с весны 2006 года, владыка находится в фазе "крейсерского режима", после которого предстоит еще и "посадка". Однако, у жителей Рязани (а с недавних пор и всей России), которые становятся все более посвященными в ситуацию с церковным рейдерством, первоначальное недоумение сменяется все более настойчивыми вопросами. Поэтому несложно понять, в какой ситуации находится сегодня архиепископ, оказавшись в одной связке с региональными властями в тот момент, когда уже завтра в стране будут больше всего востребованы "стрелочники". В народе ее называют "попасть меж двух жерновов".
Автор: Михаил Ситников
Опубликовал: Handy
Источник: Портал-Credo.Ru
Просмотров: 8341
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|