В прокате стартует "Новая земля" — фантастическое кино, которое, как ни удивительно, можно сравнить с "Темным рыцарем". Сценарий "Новой земли" прост. Международные организации устраивают странноватый эксперимент: ссылают заключенных на необитаемый остров. Дают им свободу. Правда, забывают регулярно кормить и смотрят, что получится. Зэки, понятное дело, не хотят жить дружно и начинают пожирать друг друга, чтобы выжить. На первый взгляд, сюжет смахивает на аллегорию происходивших в России событий после распада СССР. Но суть оказалась совсем не в этом.
На этой неделе фильм Александра Мельника обсуждали на Общественном совете по нравственности в кино и на телевидении, на котором то и дело звучали реплики про "мясокомбинат", "шокирующее кино" и прочее. На деле же единственное, что шокирует в этом фильме, — это его сомнительное качество. Сама идея "одичания человека" отнюдь не нова и получила великолепное воплощение у нобелевского лауреата Уильяма Голдинга с его "Повелителем мух", где очутившиеся на острове дети быстро превратились в троглодитов. Можно вспомнить японскую драму "Королевская битва", где школьников вывезли на необитаемую территорию и вынудили убивать друг друга, и только последний из уцелевших получал право на жизнь. Был еще и "Бегущий человек", в котором на преступников объявляли охоту в прямом эфире по ТВ, и призом было право на жизнь.
То, что происходит в "Новой земле", — лишь невнятная попытка разобраться в тех пластах проблем, что уже давным-давно поднимались и в кино, и в литературе. Впрочем, картину режиссера Александра Мельника похвалил протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, идея фильма правильная и "Новая земля" — "о вечности нравственных норм". Однако каких норм и какой нравственности? Это, похоже, вопросы насущные. Прототипом главного героя "Новой земли" якобы является Виталий Калоев — тот, кто убил авиадиспетчера, виновного в авиакатастрофе, в которой погибла семья Калоева. В "Новой земле" озвучивается почти та же история. Правда, герой фильма (его играет обладатель премии за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля Константин Лавроненко), чиня самосуд, лишил жизни почти десяток авиадиспетчеров. По сюжету именно он — последний оплот нравственности в картине.
Это и вправду гуманистические ценности? Две недели назад в российский прокат вышел фильм о другом темном мстителе — отнюдь не "комиксовый" проект Кристофера Нолана "Темный рыцарь". Как говорится, почувствуйте разницу. Зрители помнят, как Бэтмен у Кристофера Нолана мечтал отомстить убийце своих родителей. В последнюю секунду Бэтмена опередила мафия и сама расправилась с преступником. Режиссер четко показал: суд Линча — удел бандитов. В "Темном рыцаре" борец с преступностью даже Джокеру не дал погибнуть. Кстати, бюджет "Новой земли" — 12 млн долл. По российским меркам — едва ли не голливудский. Такие бюджеты в нашей стране — не для артхаусного кино.
Наконец, зрителям "Новой земли" придется испытать легкое дежа вю. В картине появляется чернокожий актер Томми Листер, который снимался и в "Темном рыцаре". И здесь, и там он играет зэка в характерной оранжевой робе. Правда, у Кристофера Нолана американский заключенный демонстрирует зрителям пример гуманизма, который, без сомнения, вызывает аплодисменты в кинотеатрах по всему миру. А в "Новой земле" персонаж Листера остервенело бросается на других зэков, чтобы "надрать им задницы". Это как раз тот редкий случай, когда хочется спросить: может быть, Александру Мельнику, который часто рассказывает, какой он "глубоко православный человек", стоит поучиться "нравственным нормам" у неправославного Голливуда?
Автор: Артём Михайлов
Опубликовал: WeiRD
Источник: РБК
Просмотров: 8738
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|