Разговоры о введении "Основ православной культуры" (ОПК) в государственных школах ведутся уже многие годы. На мой взгляд, речь сегодня идет о том, чтобы под названием ОПК ввести в государственную систему образования изучение Закона Божьего.
Православное духовенство с введением курса связывает свои чаяния на второе массовое "крещение" русского и, по возможности, других неправославных народов страны, превращение православия в государственную религию, а России – в православную державу. В свою очередь, поддержка этой инициативы политическими деятелями – это популизм, желание привлечь на свою сторону большинство электората.
Замысел этот представляется не только бесперспективным, но и очень опасным для настоящего и будущего России. И духовенству, и околоцерковным кругам не мешало бы понять, что массовое обмирщение, секуляризация мышления и поведения русского и других народов нашей страны, резкое несоответствие числа считающих себя верующими и реально посещающих храмы людей – результат не только государственного атеизма в советском прошлом.
Вся история человечества (и это в том числе касается и стран, не знавших гонений на Церковь) убеждает нас в том, что с развитием культуры и образования, науки и техники, изменением человеческих отношений влияние религии на массы неуклонно сокращается. Сужаются ее место, роль и функции в жизни общества и личности.
Столь же беспочвенны и расчеты духовенства и околоцерковных кругов на то, что с введением основ религии в школьные программы удастся добиться духовного возрождения нации, решения нравственных проблем молодежи. Такой вывод также вытекает из изучения истории. Даже в периоды своего полного господства в жизни общества, абсолютной монополии в духовной жизни людей Церкви не удавалось решить ни одну общественную проблему, поддерживать высокую нравственность в обществе.
Об этом же свидетельствуют и последние 15 лет жизни российского общества. Восстановление храмов, строительство новых церквей, увеличение числа священнослужителей, возобновление деятельности многочисленных духовных учебных заведений не привели к духовному возрождению, хоть об этом и говорилось достаточно много и часто. В результате мы видим падение нравственности в обществе, разгул алкоголизма, проституции, рост преступности и наркомании, появление сотен тысяч бездомных, сирот, одиноких стариков.
К чему может привести введение ОПК в школьную программу? Вопрос этот можно сформулировать и иначе: в чьих интересах, а именно Российского государства и его будущего или Русской Православной Церкви (РПЦ), должна действовать государственная система образования?
Россия исторически была и остается страной многонациональной и многорелигиозной. Русская Православная Церковь является самой крупной, но далеко не единственной религиозной организацией. Достаточно отметить, что больше половины зарегистрированных в органах юстиции религиозных общин не являются православными. При этом речь идет не только об исламе, иудаизме и буддизме.
Действует большое число общин других христианских конфессий, а также и религий Востока. Подчеркну, что их последователями в основном также являются русские. Так что причислять к православию всех русских, как это зачастую делается, нет никаких оснований. И не случайно, а закономерно то, что желание РПЦ ввести религию в школы вызывает единодушное отторжение представителей других религий и конфессий.
Нельзя забывать о новых реалиях. Во все времена каждый из многочисленных народов страны жил на своих исторических землях, практически не перемещаясь в другие регионы, мирно соседствуя с другими народами, взаимно делясь своими достижениями. Совершенно незначительным было среди коренных жителей России число представителей иных народов и культур. Ныне ситуация изменилась и будет еще разительнее меняться в будущем.
Взять, к примеру, данные переписи населения в 1989 и 2002 годах. За последние десять с лишним лет большое число коренного населения южных районов России, а также Средней Азии, Азербайджана и даже стран дальнего зарубежья стало проживать во всех регионах России, включая Запад, Север, Сибирь и Дальний Восток. Так будет и далее, поскольку Россия остро нуждается в рабочей силе, которой в стране катастрофически не хватает.
Недостаток можно восполнить только за счет миграции. Причем речь идет не только о миграции из бывших республик Советского Союза, народы которых близки нам по духу и имеют опыт совместной жизни с русскими. По мнению многих специалистов, речь идет о необходимости в дальнейшем привлечения к производительному труду в нашей стране китайцев, народов Юго-Восточной Азии, а в перспективе и Африки.
Следовательно, в России будет проживать еще большее число представителей разных народов, религий и культур. Процесс этот далеко не простой и может грозить большими осложнениями межнациональных и межрелигиозных отношений. И уже сейчас нужно готовить учащихся к двум жизненным ситуациям: к необходимости терпимого отношения к представителям других народов вообще и к необходимости толерантности в отношении сверстников – представителей других религий, рас и культур.
Пока же миграция сопровождается ростом межнациональной и межрелигиозной нетерпимости, многочисленными фактами убийств иностранцев. И вот, вместо того чтобы думать о снятии этой напряженности, готовить население, особенно молодежь к жизни в новой обстановке, предлагается ввести в учебных заведениях изучение основ исключительно православия.
Предлагается также, чтобы все дети изучали "свою религию". Но на этом пути непременно встретятся колоссальные трудности, в частности, проблема с преподавателями, учебниками и т.д. При всей многонациональности России единственной общеобразовательной полной средней школой была и останется русскоязычная школа, в которой будут учиться вместе дети всех национальностей. И еще одна важная проблема: каждая религия исходит из верности и истинности только своего учения. Нельзя преподавать основы той или иной религии, не касаясь ее отношения к другим религиям, следовательно, и к их последователям.
Что же тогда получится? Религия будет учить детей делить окружающих на "своих" и "чужих", превратится в один из детонаторов межнациональной и межрелигиозной розни?
Автор: Талиб Саидбаев
Опубликовал: WeiRD
Источник: НГ
Просмотров: 8133
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|