Re@Ligion – ассоциация торговцев словом божьим

проповеди »

 

RSS избранное | RSS полный

 

ГОРЯЧИЕ ПРОПОВЕДИ

07.02.2006 17:25

← Клерикальный шантаж?

Рождественские чтения предлагают выбирать: либо "православная страна", либо европейская свобода

Никто не спорит с тем, что православие является основной религиозной и культурной силой в российском обществе. Роль Церкви огромна, Московская патриархия действительно влияет на сознание миллионов людей, которые могут даже не верить толком в Иисуса Христа. Именно это значительное общественное влияние заставляет подвергать тщательному анализу и критике слова православных архиереев. Вместе с ними граждане России будут строить наше общество и государство в дальнейшем, независимо от того, кем являются эти граждане - верующими или нет, православными, буддистами или же мусульманами. Выступления главных идеологов РПЦ МП на XIVМеждународных Рождественских чтениях - хороший повод для того, чтобы попытаться понять, насколько Церковь открыта по отношению к гражданскому обществу.

Само руководство РПЦ МП постоянно апеллирует ко всему обществу, а не к какой-то узкой группе "истинно верующих" людей. Как заметил в программе "Слово пастыря" 21 января митрополит Кирилл (Гундяев), говорить о том, что "настоящих" православных в России всего 2-3 %, это значит отправлять "либеральный донос" власти, призывая её представителей "не слушать Церковь". На самом деле, по словам митрополита Кирилла, степень веры можно сравнить с физической подготовкой – один чемпион, другой рекордсмен, а третий просто на физкультуру в школе ходил и всё. С этой точки зрения, действительно около 80 % населения России можно считать православными, допуская, что многие крещёные в РПЦ МП люди ни во что не верят, или верят в астрологию, НЛО, переселение душ и т.д. Однако думать о православности большей части российских граждан – это одно, а настаивать на том, что мы живём в православной стране, – это совершенно другое дело.

Понятие православной страны или православного государства не несёт в себе никакого реального содержания, которое бы отвечало конкретным особенностям российской жизни и мировоззрению тех людей, которые охотно называют себя православными. Термин "православная страна" становится некой разменной картой в нынешней общественно-политической жизни. Мифологическое представление о "православном государстве" снимает с власти ответственность за все неудачи в построении гражданского общества в России, оно также делает легитимным и вполне оправданным всё самое туманное и непонятное, любую государственную и духовную концепцию, у которой нет демократического механизма воплощения в жизнь.

Провозглашение нас "православным государством" заставляет забыть о нормах Конституции РФ, о действующих законах, о том, что мы строим свободное европейское общество. "Православность" становится легитимным отказом от конституционных основ светского государства, от права демократического выбора веры и представителей власти.

Накануне нынешних Рождественских чтений об исключительной моноконфессиональности России заявляли адвокат Михаил Барщевский и епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). М. Барщевский, в настоящее время – представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Арбитражном судах РФ, заявил, что "Россия - действительно православная страна. И мусульмане с иудеями должны быть благодарны русскому народу за широту и понимание их религий". В тон Барщевскому член Общественной палаты РФ епископ Лонгин также поставил Православие в положение "господина": "Россию, конечно же, можно называть (и я убежден в этом) православной моноконфессиональной страной, где традиционно, исторически длительное время существуют и другие религии" (из интервью "Интерфаксу" 30 января 2006 года). С полным осознанием этого факта, по словам епископа Лонгина, и должно проходить "оздоровление общественной атмосферы страны".

Радикальное несоответствие умозрительных представлений о "православной стране" с российскими реалиями возбуждает крайнее недовольство в руководстве РПЦ МП. Возмущение у архиереев вызывают слишком свободные взгляды на жизнь, которые сложились у значительной части российского общества за последние двадцать лет. Непонимание вызывает и позиция властей, которые, по мнению радикальных "патриотов" и согласного с ними в этом вопросе митрополита Климента, продолжают поддерживать "либеральные свободы" в ущерб духовности. В среде православных активистов (по классификации митрополита Кирилла, "физкультурников-чемпионов") растёт раздражение по поводу необходимости исполнять существующее законодательство. Об этом свидетельствует приём, оказанный министру образования и науки Андрею Фурсенко на пленарном заседании Рождественских чтений в Кремле. Фурсенко был освистан за слова о введении предмета "История религий" вместо "Основ православной культуры", а с мест выкрикивались лозунги о том, что "мы живём в православной стране", "Сам изучай историю религий!", "Ты где живешь, в России или в мире? Космополит безродный!"

Стремление строить своё, альтернативное гражданскому - "православное" общество легло в основу доклада на Рождественских чтениях члена Общественной палаты РФ, митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Именно владыка Климент с 2005 года стал, по сути, куратором Рождественских чтений, которые ранее организовывались, главным образом, главой Отдела катехизации и религиозного образования РПЦ МП архимандритом Иоанном (Экономцевым). Митрополит Климент превратил чтения в идеологическое мероприятие, призванное подчинить общество и государственные структуры церковному влиянию. Во время чтений 2006 года даже архимандрит Иоанн (Экономцев), не делавший ранее резких публичных заявлений, подчеркнул, что только государственная православная школа поможет социальной стабилизации в России и, более того, повысит доверие граждан к государству, ведь "народ до сих пор недоверчиво относится к самым благим начинаниям власти и к государству как таковому". Фактически политическим призывом архимандрита Иоанна стало предложение провести всероссийский референдум об "Основах православной культуры", который "поможет укрепить доверие общества к власти".

Митрополит Климент, если судить по его выступлениям, считает, что церковные инициативы должны полностью заменить любые другие инициативы гражданского общества. Мировоззрение владыки Климента основывается на том, что в духовном смысле общество почти безнадёжно испорчено ельцинским десятилетием, а государство сталкивается с чудовищными социальными проблемами. Исправить ситуацию, по мнению управделами Московской патриархии, может только государственная поддержка Православия, а о гражданском обществе, демократии, правах человека и либерализме надо забыть, как о страшном сне. В религиозном стиле митрополит Климент высказывает точку зрения большой части депутатов, чиновников и ближайшего окружения президента В. Путина. Только, в отличие от владыки Климента, политики вынуждены подчёркивать, что от либеральной "шелухи" надо отказаться временно, пока не укрепится государство. Об инициативах Церкви митрополит Климент говорит вполне в духе дискуссий вокруг национальных проектов главы государства: без них положение в стране лишь ухудшиться, а тайна их реального воплощения покрыта мраком и уж точно не требует ничьей помощи, кроме силы государства. Владыка Климент, как шаман, если выражаться образно, заклинает эту магическую силу власти, пугает её и грозит ей полным бессилием. В своём докладе на Рождественских чтениях "Школа должна научить делать добро" митрополит Климент критикует современную школу, в которой учится молодежь, с "издержками воспитания начала 90-х гг.", и отмечает, что для того, чтобы исправить социальные пороки, необходимо сделать "Основы православной культуры" социальным заказом государства, отказавшись от любых либеральных принципов светскости. Либерализм и связанные с ним общественные отношения приведут к гибели уникального в своей духовности Российского государства. Логика рассуждений митрополита приводит к тому, что главным врагом оказывается Запад, а причиной российских бед - западное влияние. Запад, в представлении митрополита Климента, это почти место адских мучений: "Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть – наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма".

Изолированное от европейских стран государство с победившим в нём Православием – это, конечно, миссионерская утопия. Однако эта утопия полностью оправдывает любые действия представителей власти против тех, кто нарушает образ "православной страны", а именно - против антиклерикально настроенных либералов, а также против тех религиозных движений, которые нарушают в целом "православный" расклад духовных сил в обществе. Священнослужители также уже чётко осознали, что их враг – это демократия и политкорректность, так как демократическими методами своих целей не достичь. Как заявил на секции Рождественских чтений "Школа, семья и СМИ" протоиерей Всеволод Чаплин, "нашим главным противником являются не ислам, не католицизм, не протестантизм, а <…> философия, которая стоит за политкорректностью". По существу, подобная идеология тотального воцерковления надеется на то, что "авось пройдёт": вдруг удастся убедить чиновников или надавить на них, а гражданское общество промолчит. Единственное, чего не предполагают церковные идеологи в своих публичных выступлениях, - это столкновения с гражданским обществом лицом к лицу, которое неизбежно произойдёт. И если страсти нагнетать слишком сильно, то как бы альтернативой политкорректности не оказались "товарищ маузер" и большая кровь.


Автор: Роман Лункин
Опубликовал: Handy
Источник: Портал-Credo.Ru
Просмотров: 18761

Поделиться:

Добавить комментарий:

Вам необходимо авторизоваться:

E-mail:

Пароль:

Авторизация через: Facebook | ВКонтакте | Yandex

Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2003 Handy, Digger (Digital Pakost Ltd).
Дизайн и графика © 2003 Handy, Линкси. Интерфейс © 2003 Handy.
E-mail для посылки произведений: upload@realigion.ru.