"За унижение религиозного достоинства рыбьей национальности".
Рыбку жалко, или Благословение на погром
"И к злодеям причтен"
(Лк., 18-37)
Евгений Ихлов (движение "За права человека"), защитник заведующей выставочной группой Музея имени А.Д. Сахарова Людмилы Василовской, завершает этим очерком серию репортажей "Второй Обезьяний процесс" (хотя ход итоговых прений в Мосгорсуде свидетельствует, что правильнее его было бы назвать "Первым Рыбным").
5 июля 2005 года коллегия по уголовным делам Московского городского суда после недолгого совещания утвердила обвинительный приговор по делу о выставке "Осторожно, религия!" Приговор в отношении Юрия Самодурова, директора Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" имени А.Д. Сахарова, и сотрудника Музея Людмилы Василовской был вынесен 28 марта Таганским районным судом (поэт и художник Анна Альчук (Михальчук) была признана невиновной). Сотрудники музея были признаны виновными по пункту "б" части 2 статьи 282 УК РФ. За содействие в проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!" их признали преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду и унижающей православных христиан и русский народ.
Решение судебной коллегии было встречено громкими и одобрительными аплодисментами и здравицами представителей православно-патриотической общественности (в количестве приблизительно 20 чел., внимание привлекали многочисленные образки и объемная несвежая майка с алой надписью "Слава России!").
Из осужденных присутствовала лишь Людмила Викторовна Василовская, поскольку Юрий Вадимович Самодуров находится в больнице. Защиту представляли адвокаты Юрий Шмидт, Ксения Костромина и Анна Ставицкая, а также защитники из движения "За права человека" – Лев Пономарев и Евгений Ихлов.
Гособвинение представляли прокурор Шулейко (прокуратура Москвы) и бесспорная "победительница Рыбьего процесса" – прокурор Кира Гудим (прокуратура ЦАО), прославившаяся ранее победами в "кетаминовых" процессах", где она – не менее успешно – обвиняла ветеринаров в сбыте наркотиков кошкам.
В начале слушаний была наивная иллюзия, что приговор, основанный на показаниях погромщиков выставки и фантастической экспертизе, будет отменен. Юрий Маркович Шмидт предъявил суду кадры из новостной программы Ren-ТV от 28 марта, свидетельствующие, что один из самых "ужасных" аргументов против организаторов выставки – уверения, что на одной из инсталляций – "экспонат И. Зауташвили" – между обнаженных женских ног расположена икона – грубая фальшивка! Сама работа была повреждена погромщиками 18 января 2003 года и только благодаря тому, что Ren-ТV вел подробный репортаж с открытия выставки 14 января 2003 года, удалось доказать, что пространство между ног было заклеено черной бумагой (художник пошел навстречу целомудренным взглядам сахаровского центра). Тем не менее, погромщики (алтарники Церкви свт. Николая Мирликийского в Пыжах, настоятель которой отец Александр Шаргунов – лидер движения "За нравственное возрождение Отечества") дружно показали на следствии и на суде, что видели на причинном месте именно икону Божьей матери. Эти показания "православных патриотов" (именно так назвала их недавно вышедшая газета "Завтра", восхваляя их "акцию прямого действия" против выставки "Осторожно, религия!") легли в основу экспертного заключения: "Экспонат Зауташвили И. без названия. Образ иконы Божьей Матери обуславливается половым стимулом. Все остальные предметы данной инсталляции являются незначительными атрибутами, так как резкое физиологическое воздействия первой фотографии и моральный шок, в который она погружает, перекрывает все другие ассоциации", которое полностью перекочевало в приговор. Именно этим "шоком" эксперты оправдывали действия алтарников, закидавших выставку любовно припасенным елочными шариками, наполненными краской.
Но и все красноречивые рассуждения защитников о том, что погромщики присвоили себе право пресекать любые не нравящиеся им выставки, или представления, что на волне приговора священники ярославской епархии РПЦ МП уже требуют запрета детских спектаклей про "языческую" Бабу-Ягу, что нелепо определять, как это сделано в приговоре, русскую национальность через православное вероисповедание (Шмидт), что налицо нарушение статьи 10 Европейской конвенции (Костромина), что религиозные символы, став частью произведения, теряют сакральный смысл (Ставицкая), о грубейших процессуальных нарушениях, вроде придания обратной силы квалифицирующих признаков новой редакции ст. 282 УК или выхода суда за пределы обвинения (Шмидт), о том, что направленные против коммерциализации духовной сферы, кумиротворения и алчности экспонаты выставки именно совпадают с христианскими мировоззрением, не направлены против него (Ихлов), – не помогли. Исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев темпераментно заявил, что российское государство обвинительным приговором поощряет погромщиков, что создается союз государства и агрессивных православных фундаменталистов.
Но прокуроры произнесли дежурные слова про законно и обоснованно вынесенный приговор. Сдержанность несколько оставила только молодую Гудим – "известную защитницу прав животных". Обращаясь к автору этих строк, она заявила суду, что самым кощунственным экспонатом, ставшим символом выставки, стала композиция Орлова В.М. и Митлянской А.Ю. "Последний ужин". Цитирую приговор: "В раннехристианском искусстве изображение рыбы было одним из символов Христа. Использование фотографических образов разделенной на куски рыбы в этом контексте может рассматриваться как кощунственное изображение". Дело в том, что, выступая, я отметил, что "рыба стала символом первых христиан исключительно потому, что слова "Иисус Христос, сын Божий, Спаситель", на древнегреческом языке дают акростих ΙΧΘΥΣ "Ихтюс" (рыба – греч.), и первые христиане, скрываясь от гонений, были вынуждены использовать такую "шифровку".
Но прокуратура объявила криминалом непочтительное отношение к акростиху! Кира Владимировна Гудим очень красочно описала "мучительную агонию рыбьей головы в собственной крови" (сцена был снята при уличной торговле рыбой – в суде художники подтвердили, что хотели выразить протест против людского равнодушия к страданиям живых существ). (В свете умозаключений прокурора Гудимы удивляет, что никому еще не пришло в голову запретить по тем же мотивам, что осуждены организаторы выставки, фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние", в котором пресловутая рыба, безусловно используемая как символ христианства, показана в процессе ее поедания Варлаамом Аравидзе в одеянии священника. – прим. "Портала–Credo.Ru")
Таким образом, прокуратура Москвы четко и недвусмысленно, на весь мир показала, что покушение на средневековые суеверия религиозных радикалов – экстремизм, а публичные обвинения евреев в практиковании ритуальных убийств (письма 19, 500 и 5000) – обычное высказывание мнений по общественным и теологическим вопросам.
После того как 5 июля приговор Таганского суда вступил в законную силу, в нашей стране "именем Российской Федерации":
– криминализированы: а) критика РПЦ МП; б) "дехристинизация" и попытки создать оккультную "антихристианскую" религию, в) сатанизм, г) попытки свергнуть бога с престола (так в приговоре!);
– коммунизм приравнен к фашизму, как человеконенавистническая идеология;
– появилось правовое понятие "символическое преступление" (помещение почитаемых религиозных символов в профанный контекст);
– отечественное актуальное искусство признано деградирующим, паразитарным и негативистским;
– изображение культовых предметов приравнено к первообразу (рисунок иконы столь же "сакрален", как сама освященная икона);
– утверждено наличие "глубинных религиозных архетипов";
– русская национальность определяется через принадлежность к православному вероисповеданию (возвращение более чем на 100 лет назад);
– лица, вызывавшие на себя гнев черносотенцев, виновны в разжигании вражды (получение жертвами общественной поддержки усугубляет вину).
Коммунизм определен судом – через аналогию с нацизмом – как "две человеконенавистнические идеологии, ставшие основами тоталитарных режимов ХХ века". Это решение, по сути, заменило вердикт так и не состоявшегося в нашей стране трибунала над КПСС. Таким образом, все коммунистические организации в России оказываются вне закона – без срока давности. Одновременно исторически и юридически оказываются оправданы все участники антибольшевистских и антисоветских вооруженных формирований (повстанцы, власовцы, "лесные братья", "легионеры" и проч.), если они не исповедовали нацизм. Решение суда, таким образом, уравняло комиссаров с гитлеровцами.
Суд утвердил вывод комплексной экспертизы, гласящей: "Вся национальная история России состоит из великих военных побед, напрямую связанных в русском самосознании с заступничеством Божией Матери. Эта помощь шла через соборные молитвы иконам Владимирской, Смоленской, Курской, Казанской Божией Матери". Иное представление об отечественной истории противоречит установленным судом фактам.
Еще две цитаты. "Поэтому сама по себе подмена икон их подобиями и копиями в процессе зрительного восприятия несущественна. Зритель или молящийся человек эмоционально воспринимает иконописный образ, не отдавая себе отчет в том, освящен образ или нет… Унижение священных для верующих объектов совершалось через сопоставление и уравнение их с объектами низменными, бытовыми, что равносильно открытому унижению и издевательству".
Еще цитаты "…со стороны критерия трудоемкости процесса создания объектов актуального искусства, то и тут налицо деградация… в том виде, в котором актуальное отечественное искусство существует сейчас, создаваемые им символы имеют не самостоятельный, но паразитарный характер, ибо лишь используют уже существующие культурные символы, зачастую с целью их разрушения. Возможно, современное актуальное искусство можно определить как знакотворческую деятельность нигилистической ориентации". Итак, суд уже берется судить, что является созданием произведений искусства, а что – нет, и дает политическую и эстетическую оценку актуальному искусству.
Суд утвердил изобретенное экспертизой "смысловое преступление": "если сперва зрителю показывается объект-символ, который в сознании всех нормально образованных данным обществом людей ассоциируется с определенными ценностными категориями, а затем к этому символу тем или иным способом присоединяется тот или иной знак отрицания, разрушения, профанации, оскорбления, запрещения, – то это есть смысловое преступление".
Впервые за многие, многие годы в европейском суде произнесены слова: "равнозначно символическому свержению [Иисуса Христа] с престола, то есть, в христианских понятиях, делу прямо сатанинскому, и значит, это не просто кощунственный, а прямо богоборческий смысл". Насколько мне помнится, в предыдущий раз стремление свергнуть Господа с престола вменялось только Люфицеру лично (за что он и был, по показаниями Данте, вбит по ноздри в лед Коцита).
Суд признал наличие "глубинных религиозных архетипов", внеся этим новое слово как в психоанализ вообще, так и теорию архетипов, в частности. Однако Карл Юнг как раз утверждал универсальность архетипов для всего человечества. Автор этих строк специально напомнил это суду, но суд проигнорировал и этот довод.
Одно из самых "страшных" обвинений: оказывается, покушаясь на "архетипы", преступная группа "внушала при этом гибель христианства, уничтожение церкви, а с другой стороны, навязывала очевидную подмену христианства на "новую религию"… Экспозиция выставки "Осторожно, религия!" имеет многозначный смысл: с одной стороны – в уничтожении, дискредитации, стирании из социальной памяти людей религии Православия как основы русской культуры, и, с другой стороны, в насаждении иной религии, восходящей к оккультным учениям и характеризующейся религиозной ненавистью и нетерпимостью к христианству".
Преступны также "сатанизм и половые девиации: гомосексуализм, зоофилия, педофилия… латентная пропаганда сатанизма и зоофилии – с целью дехристианизации, пропаганды социальных [что это?] девиаций". Это уже начинает напоминать "Молот ведьм", 513-летие создания которого исполнится в этом году.
Ю. Самодуров и Л. Василовская приговорены за то, что они:
– вызвали в среде "православных верующих" "враждебные настроения не только по отношению к подсудимым и участникам выставки, но и к лицам, поддерживающим их взгляды";
– привели к появлению "обратных враждебных настроений, напрямую связанных в выставкой "Осторожно, религия!", поскольку имеются группы лиц, которые считают, что в Русской Православной Церкви и в православной вере в целом существуют явные признаки религиозного фундаментализма, и открыто заявляют не только о недостатках в Церкви, но и недопустимо критикуют существующие в православной вере принципы, основанные на сакральности и духовности".
Отныне жертва погрома виновата в том, что разожгла у погромщика (из числа "православных верующих") ненависть к себе! Преступно становится и заявлять о наличии в Церкви признаков фундаментализма (видимо, можно говорить только об исламском фундаментализме). Принципиально, что отныне может преследоваться по закону и сама критика православных сакральных принципов (догматов).
Автор: Евгений Ихлов
Опубликовал: Digger
Источник: Портал-Кредо.ru
Просмотров: 6759
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|