Для вычисления даты ветхозаветной Пасхи не требовалось особой премудрости. Песах наступает в ночь с 14 на 15 число месяца нисана/авива, первого из месяцев иудейского лунно-солнечного календаря. Всего в году было то 12, то 13 лунных месяцев, периодически вставлялся эпагомен, чтобы авив оставался весенним месяцем, а не переходил бы в лето. Собственно говоря, дата Песаха вычислялась на основе лунно-солнечного календаря каждого конкретного года.
После Воскресения Христова, когда смысл Пасхи для христиан кардинально изменился и связался с днем Воскресения Христова, зависимость от лунного течения все же сохранилась. В Новом Завете, как известно, нет указаний на дату Воскресения Христова по солнечному (юлианскому) календарю. Уже в древней Церкви именно для целей пасхалии бытовали лунно-солнечные календари.
К IV веку в христианском мире употреблялись три вида пасхалии.
Первая из них, александрийская, основывалась на 19-летнем александрийском лунном цикле и была наиболее распространена.
Вторая, основанная на 84-летнем лунном цикле, применялась Римской Церковью.
Наконец, третья, основанная на 19-летнем сирийском лунном цикле, применялась христианами Сирии, Киликии и Месопотамии. Эта пасхалия сильно отличалась от остальных двух тем, что в Сирии лунно-солнечный календарь был общенародным. Он сохранил свое значение и после введения юлианского солнечного календаря. В этом лунном сирийском календаре был месяц нисан, и поэтому для сирийских христиан совершенно естественно было праздновать Пасху в первый воскресный день после 14 нисана своего календаря.
По сирийскому календарю, Пасха дважды в течение 19 лет праздновалась гораздо раньше, чем по александрийскому. Оказалось также, что сирийский лунный цикл совпадает с тем, который стали использовать для расчета своей Пасхи иудеи. Причину этого совпадения известный церковный историк В.В. Болотов (1853-1900) видел в следующем: "Когда разрушен был иудейский храм, для иудеев сделались практически безразличны некоторые подробности их древней календарной практики, и они усвоили ту систему интеркаляции месяцев (вставки месяцев), которой держались сирские селения, где они жили". С ним согласен и американский историк хронологии Э. Бикерман: "Современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями". Случайное совпадение сирийского и иудейского календарей привело к тому, что сирийские протопасхиты (т.е. "празднующие Пасху раньше") совершали Пасху в одно время с иудеями, а не с прочими христианами.
По этой причине Первый Вселенский Собор в Никее (325 г.) осудил сирийскую пасхалию. Текст постановления Никейского Собора до нас не дошел, однако представление о нем у нас складывается из 1-го правила состоявшегося немного позднее Антиохийского Поместного Собора.
Текст этого правила гласит: "Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самого себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству".
Какой смысл имело постановление Собора не праздновать Пасху "вместе с иудеями"? Обычно его понимают в смысле толкования канониста Зонары на 7-е Апостольское правило: "Надо, чтобы их непраздничный праздник совершался сначала, и затем уже праздновалась наша Пасха", иными словами, — как запрет праздновать Пасху вместе с иудеями или раньше их. С ним согласен и другой авторитетный византийский канонист -Феодор Вальсамон.
Таким образом, после I Никейского Собора Александрийская пасхалия стала пасхалией Вселенской Церкви. Знаменитый отец Церкви Епифаний Кипрский писал, что в определении дня празднования Пасхи следует руководствоваться тремя принципами: полнолуние, равноденствие, воскресение.
Эволюции и революции Пасхалии
Однако после исламских завоеваний Востока лунно-солнечный календарь вышел из бытового употребления сирийских христиан, и буквальный смысл решения Никейского Собора перестал соответствовать догматике. Запрет пользоваться лунным циклом для расчета Пасхи потерял всякий смысл – желающих нарушить этот запрет больше не было. Кроме того, христианская Пасха стала по календарно-астрономическим причинам праздноваться всегда после иудейской. Если в начале IV в. для "разведения" христианской и иудейской Пасх требовалось несовпадение лунных циклов, то с конца VIII в. возобладало именно антииудейское прочтение: иудейских Песах – не есть праздник для христиан, поэтому пусть иудеи его празднуют до Пасхи христианской.
В VI в. после долгого времени колебаний Римская Церковь приняла александрийскую пасхалию, и весь христианский мир стал праздновать Пасху в один день. Эта ситуация сохранялось до 1582 г., когда реформатор календаря Папа Григорий XIII ввел в Католической Церкви григорианский календарь и новую пасхалию. Реформа эта была прежде всего реформой пасхалии, изменение же календаря – лишь следствие, хотя именно оно стало основным смыслом впоследствии.
Папская комиссия решила восстановить те астрономические реалии, которые лежали в основе александрийской пасхалии - 21 марта в качестве даты весеннего равноденствия и пасхальные границы 22 марта - 25 апреля. Однако для этого были предприняты изменения, разрушившие структуру 532-летней александрийской пасхалии: введение дополнительной системы эпакт, увеличение календарного цикла до 400 лет и т.д. Все это привело к тому, что период западной пасхалии в настоящее время настолько велик (ок. 5 700 000 лет), что она является не цикличной, а скорее линейной. Точность достигается в результате потери простоты. Как известно, Православная Церковь предала этот календарь анафеме в 1583 г.
После этой реформы оказалось, что католикам иногда пришлось праздновать Пасху в один день с иудеями, причем с течением времени эти совпадения будут учащаться - григорианский год в среднем несколько короче иудейского. Папа Григорий закрыл глаза на канонические правила о непраздновании Пасхи с иудеями, но взамен достиг довольно точного следования фазам луны. Каноническое сознание католиков XVI в. не совпало по фазе с византийским пониманием: непразднование с иудеями осталось главным только для православных. Для западных христиан экклесиологическое обоснование Пасхи перестало быть актуальным, а на первый план вышла астрономия. При этом неизбежно пострадала и вся эсхатология и историософия христианства.
В православном мире вслед за католическим произошла своя реформа, новоюлианская: на константинопольском совещании православных Церквей в 1923 г. из соображений экуменизма вычисление Пасхи по какому-либо циклу отменялось. Пасху положено стало совершать в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Последнее должно было определяться не расчётным, а астрономическим способом для Иерусалимского меридиана. "По этому принципу, - писал, например, проф. А.И. Георгиевский, - Пасха, например, в 1924 году определялась на 10/23 марта, то есть на четыре недели раньше григорианской (7/20 апреля) и на пять недель раньше александрийской (14/27 апреля)". Эта реформа вызвала большой раскол в православном мире.
Однако, как считают специалисты, "применение пасхалии по этому исправленному календарю оказалось до сих пор неосуществимым". Все автокефальные Церкви, принявшие "новоюлианский" календарь для неподвижных праздников, Пасху справляют все же по "старому" стилю, то есть как прежде, игнорируя реформу Мелетия Метаксакиса 1924 г.
Практическое вычисление
В Средние века пасхалия обычно помещалась в богослужебных книгах, на Руси, например, в Псалтыре со возследованием, который был в доме у каждого христианина. B этих книгах церковный календарь-пасхалия представлен в виде набора таблиц, дающих дату празднования православной Пасхи для любого наперед заданного года. Таким образом, Пасхалия - это последовательность таблиц, определяющих взаимную зависимость ряда календарных величин, многие из которых имеют астрономический смысл, связанный со сменой лунных фаз. Вот некоторые из них: индикт, круг Солнцу, круг Луне, эпакта, основание, ключ альфа, ключ границ, вруцелето и т.д. Одна из этих таблиц дает дату Пасхи. Входом этой таблицы является т.н. "ключ границ" данного года, который необходимо предварительно определить, пользуясь другими таблицами пасхалии. Составители пасхалии считали, что совокупность всех календарных величин, используемых в пасхалии, повторяется с периодом 532 года. Этот период называется "великим индиктионом". Полные пасхальные таблицы включают в себя обширный перечень календарных параметров на весь текущий 532-лeтний "великий индиктион". Начало "первого" великого индиктиона совмещено (конечно, не случайно) с началом византийской эры "от Адама", или, как ее еще называют, "эры от сотворения мира". Таким образом, пасхалия имела еще и эсхатологический смысл – мирового цикла.
Для практического вычисления даты Пасхи русскими православными применялась т.н. "Дамаскинова рука" - особый способ быстрого вычисления даты Пасхи. Сейчас подсчитать пасхалию на любой год можно на сайте "Православный месяцеслов".
Автор: Алексей Муравьев, Андрей Езеров
Опубликовал: Digger
Источник: Портал-Кредо.ru
Просмотров: 7864
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|