Существует ли антисемитизм в православии? На вопрос, поставленный в такой форме, большинство людей ответят утвердительно. При этом православие оценят по факту: если есть православные-антисемиты, значит, само православие их к этому склоняет.
Другой ответ (который, вероятно, даст меньшинство) состоит в том, что в православии никакого антисемитизма нет, а то, где есть – вовсе не православие, а парапровославное "псевдопредание". На церковном языке – "предание старцев", то есть нечто необязательное.
Что же в предании православия может дать основания для антисемитских настроений? Как ни грустно признать, некоторые основания для таких интерпретаций есть в самом Евангелии, прежде всего, в знаменитых словах "Кровь его на нас и на детях наших" (Мф 27:25). Эти слова даже стали причиной требований к автору недавней киноверсии евангельской истории Мелу Гибсону немедленно исключить их как антисемитские. Для того, чтобы исправить неблаговидное ощущение, современная экзегеза предлагает понимать их как относящиеся только к этим конкретным людям, членам синедриона. Есть и другие слова, которые Евангелие обращает к евреям, призывая их принять Христа, а не оставаться "в жидовстве" (выражение апостола Павла). При этом не верующие во Христа, пришедшего во плоти, называются "чадами Антихриста". Иначе говоря, в Евангелии все довольно безнадежно, и дело может спасти только изысканная экзегеза. Есть ли она в православии?
Трудно представить, но ответ на этот вопрос скорее отрицательный. Огромное количество патристических произведений, таких как "Учение Иакова новокрещенного", слова Иоанна Златоуста против иудеев, антииудейские сочинения Ефрема Сирина, Григория Богослова полны таких выражений и филиппик против иудейской религии и ее приверженцев, что вполне могли бы составить "Черную книгу православного антисемитизма". Отцы Церкви, можно сказать прямо, ненавидели иудаизм и порицали иудеев за то, что они не веруют во Христа как в Бога. А уважение в Византии начиналось именно с купели. Хочешь стать полноправным гражданином – крестись.
Этот недемократический и тоталитарный подход выливался в массовые гонения на иудеев с целью крестить их. Истории, подобные чуду об Иосифе-иудее из церковного жития Василия Великого, в котором иудей обращается в христианство, должны были поддержать массовое, иногда и насильственное, обращение иудеев в христианство. Самое известное из них – в 630-х гг. при императоре Ираклии.
В византийском средневековье купцы-иудеи часто были экономическими противниками христианских купцов, а экономический антагонизм выражался в агиографии. Возникали культы младенцев, "умученных от иудеев". Такие страдальцы были и в византийской, и в западной, и в русской культуре. К сожалению, только Католическая Церковь нашла в себе мужество деканонизировать несколько таких "мучеников". Православное предание слишком консервативно, чтобы решиться на такой шаг. Результат – "антииудейские мученики" остаются в православных святцах.
Проблема заключается еще и в том, что современная культура просто не способна грамотно развести понятия "еврей" и "иудаист", ибо религиозная точка зрения ей чужда, а отождествить их проще, да и верующие евреи выражают поддержку такому отождествлению. Если их отождествить, то окажется, что в православном предании и в христианской Библии есть много соблазнительных фраз и даже целых сочинений с антисемитской направленностью. Но согласимся с фактом: как все русские – по природе православные, так и все – евреи – иудаисты. Такая логика называется "фундаменталистской" и была еще в 1992 г. подвергнута критике известным сектоведом А.Л. Дворкиным как "модернизм наоборот".
Какова альтернатива принятию таких частей православного предания, которые могут с точки зрения современной культуры быть истолкованы как однозначно антисемитские? Альтернатива только одна – исправить Православие. В какую же сторону? В такую, чтобы оно стало ближе к протестантизму по подходу: нет культа святых, нет святоотеческого канона, возводящего в предмет почитания творения "против иудеев"…
Либо менять культурную парадигму. Для великой страны, на статус которой претендует Россия, принятие религиозного подхода к еврейской проблеме чревато такими проблемами, что лучше о нем вовсе забыть. А нерелигиозный подход заключается в том, что всю религиозную полемику надо вовсе сбросить со счетов. Тогда исчезнет противостояние христианства и иудаизма, а останутся только проявления расовой и этнической ненависти, подлежащие судебному преследованию в рамках светского законодательства.
Автор: Михаил Шафиров
Опубликовал: Handy
Источник: Портал-Credo.Ru
Просмотров: 6284
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|