Феномен сектантского поведения, возможно,
и изучен в специальных трудах,
но в общедоступной литературе почти не отражен,
потому что иначе читатель проведет параллели
с партийным строительством,
методами пропаганды или, с другой стороны,
манерой повседневного оболванивания нашего гражданина.
Позволю себе рассказать о событиях многолетней давности. В журнале "Знание - сила" работал чудесный человек и писатель Роман Подольный. Жить ему было интересно, и вокруг него тоже возникали протуберанцы идей и споров. Именно ему пришла в голову мысль основать Академию веселых наук, где печатались невероятные материалы. Всегда находились тысячи читателей, готовые поверить в любое напечатанное слово. Например, помню всплеск читательской активности в ответ на сообщение в АВН, что жирафа не существует: Каждому ежу понятно, что животное с такой длинной шеей не имеет шансов выжить - под тяжестью головы шея скукожится. Вы бы видели, сколько пришло возмущенных писем: "Как смеет журнал "Огонек" публиковать якобы фотографию якобы жирафа?", "Руки обломать так называемому Брему, который пишет о жирафах в "Жизни животных"… и т. д.
Я и сам приложил руку к сумятице академических розыгрышей, опубликовав в АВН статью о том, что грецкие орехи - наши ближайшие браться по разуму, а под их скорлупой скрываются крепкие семьи, состоящие из двух мозгов, остальные органы отмерли за ненадобностью.
Поверьте, что среди писем в редакцию были обещания никогда больше не употреблять в пищу грецкие орехи, причем письма приходили не только от индивидуумов, но и от коллективов, включая одну пограничную заставу.
С тех пор вера в печатное слово пошатнулась, но все же она существует, чему свидетельство, например, обычная для нас фраза: "А на пятницу дождь обещали".
Я к чему веду: если серьезно высказать в печати или с телеэкрана совершеннейшую чепуху, найдется немало людей, немедленно в нее поверящих. Главное - не улыбаться и желательно внести в сообщение элемент оппозиционности.
Например, нельзя сказать: послезавтра буде война с Парагваем. Никто вас всерьез не примет. Но если сообщить, что "нам запрещают говорить о войне с Парагваем, которая, как считает профессор Моменко, начнется послезавтра", немедленно затрещат телефонные звонки. "Ты слышал, опять Моменке заткнули рот! Нас пытаются убедить в том, что войны с Парагваем не будет". И неважно, что у нас с Парагваем нет ни общей границы, ни общих интересов.
Разумеется, для дальнейшего продвижения идиотской идеи требуется ловкость рук. Тут на сцену выходит следующее правило: должна быть создана видимость объективности и равноправия точек зрения. Так как это теперь называется "пиаром" и характерно для политики в целом, ничего нового я не открою. Но показать, как это делается на примере, мне хочется.
Недавно я видел по первой программе передачу "Независимое расследование" во главе с Николаевым. На этот раз расследовался феномен инопланетян. Аудитория состояла из бывшей летчицы Марины Попович, отчаянного адепта уфологии (то есть суеверия, именующего себя наукой о неопознанных летающих объектах, что само по себе нонсенс, потому что не может существовать наука о "неопознанном" - "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, а я это скушаю"), изобретателя машинки, которая могла определить, трогал ли ты инопланетянина или он тебя, молодого человека, который как-то после теплой встречи с друзьями отключился на лугу, а очнувшись, решил, что спал не в траве, а на борту летающей тарелки. Почему он так решил, даже сам не знает. Затем в аудиторию были посажены несколько активных "поклошек". У инопланетян, как у эстрадного певца или Глобы, есть "поклошки". Они шастают по державе и ищут круги в траве, вытоптанные местными шутниками. Ждут контакта, который будет завтра. Против этой глубоко эшелонированной армады "для объективности" усаживается умный космонавт Гречко. Тот факт, что Гречко одинок, доказывает телезрителю, что он не прав.
В этом действе все серьезны. Всем ясно, что пришельцами кишит атмосфера. Они - ипостась Божества. Они не просто так летают, крадут людей, топят корабли и иными способами доказывают свое могущество. Их главная функция - появиться в критический момент Истории и погрозить человечеству пальчиком: "А ну прекратите кидать атомные бомбы!"
При подобном методе дискуссии голос оппонента не слышен, ибо другая сторона, то есть союзники и братья во инопланетянине, почти вежливо затыкают уши, когда одинокий Гречко пытается апеллировать к остаткам разума.
Бредовость ситуации подчеркивается отработанной логической цепочкой: молодой человек говорит (серьезно), что заснул на одном лугу, а проснулся на другом. Все потрясены. Затем дядя с машинкой, похожей на пишущую, нажимает на кнопки и говорит: "Прав товарищ, мой прибор подтверждает его контакт с пришельцами". А в заключение тяжелая артиллерия в виде летчицы Попович восклицает: "А еще такой случай был в Шепетовке!"
Аплодисменты. Все готовы рухнуть на колени в ожидании Божества, а ведущий обращается к экрану, то есть к пришельцам, и просит их быть добренькими и дружить с нами домами. Тогда все наши проблемы будут решены. Разумеется, одинокий голос Гречко не слышен. А стоило бы услышать: - Есть два пути решить все наши проблемы, - говорит он. - Первый - реальный, второй фантастический. Реальный - призвать на помощь пришельцев. Фантастический - справиться с ними собственными силами.
Но кому у нас хочется решать проблемы собственными силами? Тем более что ирония нам непонятна.
Автор: Кир Булычев
Опубликовал: Digger
Источник: Научный атеизм
Просмотров: 7089
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|