Евангелие от Марка.
Вторая статья из серии статей, посвященных анализу обстоятельств появления Синоптических Евангелий, Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса, и отражения в них противостояния разных течений в Первохристианстве.Перед чтением этой статьи я рекомендую познакомиться с предыдущей:"Родословная Иисуса Христа."Следующие статьи из серии;"Апостол Павел и евангелист Лука."Евангелие от Матфея.
Три синоптических Евангелия - от Марка, от Матфея и от Луки - очень похожи друг на друга. Как будто, когда Святые Отцы Церкви отбирали из кучи апокрифов то единственное, которое соответствует действительности, не могли решить, какому из них отдать предпочтение, и в конце концов решили включить в Канон все три. Но такое объяснение было бы слишком простым и разумным - в истории никогда ничего разумных причин не имеет.Интересно, что все синоптические Евангелия были написаны людьми, никогда не видевшими Иисуса Христа.В настоящее время из всех синоптиков Мк находится в центре научного изучения, так как еще в XIX в. утвердилось представление о том, что оно является одним из источников для Мф и Лк. Другим источником называют некий Quelle. До настоящего времени он не сохранился.Судя по всему это был сборник речений (логий) Иисуса Христа, и видимо был похож на апокрифическое Евангелие от Фомы. Следует, однако, заметить, что Лк и Мф явно пользовались и другой информацией, каждый своей, с другой стороны у всех евангелистов есть явные заимствования друг у друга. Не удивительно, - Евангелие существует 2000 лет, оно многократно переписывалось, редактировалось, дополнялось и фальсифицировалось, - сейчас разобраться в этой кухне очень сложно. Во всяком случае исследователи признали, что при современном состоянии науки возможно реконструировать тексты только по состоянию на середину - конец II в., а как известно, рукописи претерпевают наибольшие искажения в первый век своего существования.К сожалению, в силу нижеизложенных причин,Евангелие от Мк для темы моих статей представляет наименьший интерес, но без его хотя бы минимального анализа, обойтись никак нельзя.Евангелие от Мк в целом, за исключением окончания последней главы, признается авторским произведением. Еще в II в. Папий Иерапольский писал, что Марк был толкователем и переводчиком ап. Петра, когда тот проповедовал в Риме и после его смерти записал все, что слышал от него и запомнил. Звали его Иоанн, Марк - это фамилия, он был римским гражданином. Имя Марк упоминается в Деяниях Апостолов. В 46 г. он, пятнадцатилетний юноша, примыкает к ап. Павлу и Варнаве и отправляется с ними в их первое путешествие. Потом у него была долгая насыщенная жизнь, он сходился с различными апологетами и расходился. Ап. Петр в Первом Послании упоминает "сына моего Марка". Ко времени смерти апп. Павла и Петра, Марку было около 50 лет. Он отправляется в Александрию и становится ее первым епископом. Но все эти сведения, естественно, нельзя назвать вполне авторитетными.Из всех трех, Мк -самое короткое. Церковное объяснение тому, - Мк является кратким изложением Мф и Лк, - как и все церковные легенды, нельзя считать серьезным. Дело в том, что из трех главных, принципиально важных событий жизни Иисуса Христа - Рождество от Святого Духа, Распятие и Воскресение - в Мк присутствует только мученическая смерть на кресте. Обстоятельства рождения отсутствуют вообще, а воскресение, явления своим ученикам и вознесение на небо (Мк 16:9-20), по свидетельству древних рукописей и церковных писателей III - IV вв., - поздняя добавка. В первоначальном варианте Мк оканчивалось эпизодом, когда жены-мирроносицы обнаружили, что труп Иисуса Христа из могилы исчез.Почему такая невразумительность?Несмотря на тоя, что начал Марк как ученик и сподвижник ап. Павла, он вскоре разочаровывается в нем, сначала примыкает к Варнаве, а в конце концов встречает ап. Петра и становится его приверженцем. Иисус Христос неспроста назначил ап. Петра своим преемником, - само прозвище "Петр",что означает по-гречески "камень", полностью все объясняет. Ап. Петр, видимо, действительно был человеком, твердо стоящим на фундаменте Заповедей Христовыхчетких убеждений, не склонным к "мудрствованиям" и к компромиссам. И все же ситуация так сложилась, что пойти на компромисс пришлось. Это произошло в конце 60-х, в преддверии предстоящих гонений на христиан. Дело было в том, что к этому времени ап. Павел успел создать развернутую подпольную сеть своих общин, а у Петра ее не было. Но чтобы воспользоваться Павловской организацией для спасения своих приверженцев, пришлось признать многое из идеологических новшеств, которые ап. Павел внес в первохристианство, главное из которых то, что Иисус - Бог.Но, формально признав доктрину ап. Павла, Петр внутренне не отказался от своей прежних убеждений. Связанный договором с Павлом, он не критиковал его открыто, но и не признавал открыто свое несогласие с ним, предпочитая не упоминать о разногласиях и обходить в проповедях опасные подводные камни. Следует ведь учесть, что к этому времени ему было уже достаточно лет, а железная воля и твердокаменная убежденность имеют тенденцию слабетьпод влиянием возраста и ситуаций.Соответственно этому получилось и Евангелие Мк. В него вошло лишь то, что очевидно и бесспорно. К тому же в нем были описаны в основном события и факты. Логии из Quelle, которые можно интерпретировать по-разному, Марк использовал по-минимуму.
Автор: Ржаницын Д.А.
Просмотров: 10873
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|