Изначальное лингвистическое значение слова "шахид" (شحيدٌ) в арабском языке означает свидетельствующий о чем-либо, и, если брать этотт ермин сугубо в религиозном контексте, он будет означать человека, свидетельствующего о своей вере. В исламе это первоначально происходит путем произнесения формулы-свидетельствования о вере (шихады - слово однокоренное с шахид), и таким образом, любой человек, открыто засвидетельствовавший свою веру, может считаться шахидом. Но поскольку вера в аврамической традиции вообще, и в исламе в частности, свидетельствуется не только словами, но и делами, то и семаническое поле значения слова шахид значительно расширилось.
В Коране и наиболее авторитетных сборниках хадисов (а таковыми для суннитского большинства мусульман являются сборники аль-Бухари и Муслима) можно найти положения, относящиеся к вопросам защиты веры, и гибели во имя веры. Так в Коране говорится: "Никоим образом не считай мертвыми тех, кто был убит на пути Аллаха. Нет, они живы, и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости" (сура аль-Имран, 169-170). В одном из достоверных хадисов пророка Мухаммада сообщается, что души павших мучеников переселяются в тела зеленых птичек, которые летают над райскими ручьями, питаются райскими плодами и слетаются к фонарям. которые привязаны к трону Аллаха.
Однако уже давно мусульманскими учеными на основе Корана и Сунны в форме иджмы (согласованного мнения) были выделены категории людей, которых можно считать павшими на пути Аллаха. Это те, кто погиб в открытом бою при защите своей страны и веры от агрессии. В одном из хадисов сообщается, что и погибший при защите своего имущества становится шахидом. Также существует согласованное мнение о том, что шахидами можно считать женщин, скончавшихся во время родов, а также люди умершие от болезней, погибшие при пожаре, утонувшие и погребенные под развалинами рухнувших строений. Самоубийство же категорически осуждается. "Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам" (сура ан-Ниса, 29). Жизнь и смерть могут быть даны только Аллахом, и человек не вправе вмешиваться в божественный промысел. Согласно одному из известных хадисов, пророк Мохаммад рассказывал: “Среди тех, кто жил до вас был мужчина, который испытывал сильные боли от полученного ранения. Тогда он взял нож и перерезал себе вены. Кровь вытекала до тех пор, пока он не скончался. И тогда Всевышний Аллах сказал:" Мой раб опередил меня и я лишаю его возможности войти в рай." Имеется также хадис, приведенный в сборнике аль-Бухари, гласящий, что человек убивший "неверного", заключившего мирный договор с мусульманами, не почувствует даже дыхания рано.
В целом, концепция мученического подвижничества и смерти за веру вызрела и сформировалась в лоне шиитской ветви ислама. Связано это с тем, что центральными фигурами для почитания у шиитов являются "повелитель правоверных" зять пророка Мухаммада халиф и имам Али, а также его сыновья имамы Хасан и Хусейн. Все они пали от рук убийц, либо стали жертвами усобиц.
Не случайно одним из центральных праздников у шиитов стала ашура (еще одно традиционное название – шахсей-вахсей), который приобрел значениедня траура по имаму Хусейну, погибшему в 683 году н.э. Название шахсей-вахсей – это искаженные слова восклицаний, "шах Хусейн, вах Хусейн!" (властитель Хусейн, о Хусейн!), которые верующие произносят во время самоистязаний, также ставшими традиционными для шиитского варианта этого праздника.
В шиитской традиции есть и хадисы, обосновывающие мученичество за веру: "Cвятой Пророк сказал:"Любую добродетель можно превзойти, кроме одной, когда верующий погибает во имя Аллаха". Или: " Имам Садык сказал:" Тому, кто погиб в сражении во имя Аллаха, Он не зачтет ни один из его грехов (все его грехи будут прощены).” В этих текстах нет, однако, никаких указаний на самопожертвование через самоубийство. Кроме того, шиитский корпус хадисов, не признаваемый суннитским большинством сложился более полувека спустя после смерти пророка и включает в себя не только примеры из жизни и изречения пророка, но и суждения цепочки из одиннадцати имамов, которых шииты почитают практически наравне с пророком.
В современном виде понятие "шахид" как мученик, павший в борьбе за веру, сформировалось в шиитском Иране, за годы, после исламской революции. Нестабильная обстановка в стране, плюс ирано-иракская война 1980 -1988 годов, имели своим последствием множество шахидов. Кроме того Хомейни, претендовавший на роль единоличного и харизматического лидера всего мусульманского мира, осуществлял своего рода канонизацию мусульманских радикалов, называя их шахидами в наименования улиц и других актах увековечения памяти. Так слово шахид стало применяется по отношениям к убитым в Ираке богословам ас-Садрам (отцу и дяде нынешнего лидера армии Махди), убийце Анвара Садата Халеду Исламбули и другим подобным персонам.
Сформировавшаяся в лоне шиизма идея "мученичества-шахидства" нашла благодатную почву в современной суннитской среде. Дело в том, что идейным "гуру" всего cовременного суннитского салафитского радикализма, выступающего под лозунгом возвращения к шариату и изначальной чистоте ислама, можно назвать египетского ученого–богослова (алима) Сейида Кутба. Он был одним из лидеров организации "братьев-мусульман" и в 1966 году по указанию тогдашнего президента Гамаля абд аль-Насера ( и с "подачи" тогдашнего вице-президента. будущей жертвы Халеда Исламбули Анвара Садата) был повешен за незаконную политическую деятельность.
Именно Кутб в своих сочинениях обосновывал примат "джихада меча" над всеми остальными видами борьбы за веру, а также необходимость распространения ислама именно насильственным путем. Именно все это является идейным обоснованием современного "шахидизма".
По отношению к современным "шахидам" использующим акты самопдрыва в качестве оружия сегодня отсутствует прямое богословское обоснование. Большинство мусульманских алимов, выпускавших фетвы в отношении актов самоубийств в Палестине, использовали в качестве аргументов не Коран и Сунну. а утверждения типа: практически палестинцы вынуждены противостоять хорошо вооруженной армии Израиля, и потому у них не остается иного выхода, кроме актов самопожертвования.
В фетве ведущего суннитского богослова Юсуфа Кардави в связи с ситуацией в Чечне говорится буквально следующее: " До тех пор, пока народЧечни сражается в защиту своей земли, чести и религии против сил тирании и угнетения. Которые не боятся Аллаха (эти силы однако в фетве конкретно не поименованы ) эта борьба может считаться джихадом. Согласно иджме мусульманских ученых. Всякий убитый в борьбе по защите своей страны, религии, имущества может быть назван шахидом".
У этого же богослова есть и другая фетва, касательно актов насилия против невинных людей: " Без сомнения, агрессия против невинных людей является смертным грехом и преступлением, вне зависимости от того к какому государству, расе, религии принадлежат жертвы агрессии.Никому не дозволено совершать подобные действия во имя Аллаха Всевышнего. Ислам, в отличие от иудаизма не использует двойных стандартов…"
"В исламе неприменим принцип:"Цель оправдывает средства". Невозможно достигать благих целей методами шайтана. Например милостыня, данная деньгами, добытыми незаконным способом не является "халяль" (дозволенной).
Согласно хадису, пророк Мохаммад говорил: "Воистину Аллах Всеблагий и принимает только благое". Все вышеизложенное дает основание для вывода о некорректности с религиозной точки зрения использования термина "шахид" применительно к исполнителям террористических актов и самоубийцам.
Опубликовал: Digger
Источник: Портал-Кредо.ru
Просмотров: 8740
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|