50
— Я не обойду здесь молчанием психологию "веры", "верующих", именно для пользы самих "верующих". Если теперь ещё нет недостатка в таких, которые не знают, насколько неприлично быть "верующим", или что это служит признаком decadence, искалеченной воли к жизни, то завтра они уже будут знать это. Мой голос достигает и тугих на ухо. — Кажется, если только я не ослышался, у христиан существует критерий истины, который называется "доказательство от силы". "Вера делает блаженным: следовательно, она истинна". — Можно бы было возразить, что блаженство здесь не доказывается, а только обещается; блаженство обусловливается "верой"; должен сделаться блаженным, потому что веришь... Но чем доказывается, что действительно наступает то, что жрец обещает верующему как "потустороннее", недоступное для всякого контроля? — Таким образом, мнимое "доказательство от силы" в основе есть опять-таки только вера в то, что явится действие, обещанное верой. По формуле: "я верю, что вера делает блаженным, — следовательно, она истинна". — Но мы подошли к концу. Это "следовательно" было бы absurdum, как критерий истины. — Однако если мы предположим, с некоторой снисходительностью, что доставление блаженства доказывается верой (не только как желаемое, не только как нечто обещаемое подозрительными устами жреца), — то всё же было ли блаженство — выражаясь технически, удовольствие — когда-нибудь доказательством истины? Так мало, что оно почти даёт доказательство противоположного; во всяком случае, если чувство удовольствия вмешивается в обсуждение вопроса "что есть истина?", то возникает огромное подозрение относительно истины. "Удовольствие" как доказательство есть только доказательство "удовольствия" — не более. Откуда имеем мы право утверждать, что именно истинные суждения доставляют более удовольствия, чем ложные, и что, в силу предустановленной гармонии, они необходимо влекут за собой приятные чувства? — Опыт всех строгих и глубоких умов учит нас обратному. Каждый шаг в сторону истины надо было отвоёвывать, нужно было за него пожертвовать всем, чем питается наше сердце, наша любовь, наше доверие к жизни. Для этого нужно величие души. Служение истине есть самое суровое служение. — Что значит быть честным в духовных вещах? Быть строгим к своему сердцу, презирать "прекрасные чувства", из всякого Да и Нет делать вопросы совести!.. Вера делает блаженным: следовательно, она лжёт!..
Автор: Фридрих Ницше
Опубликовал: Handy
Источник: Всемирная электронная библиотека
Просмотров: 49878
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|