26
Понятие о Боге извращено; понятие о морали извращено:но на этом не остановилось еврейское жречество. Можно было обойтись и без всей истории Израиля: прочь её... Эти жрецы устроили чудо из искажения, документальным доказательством которого является перед нами добрая часть Библии: прошлое собственного народа они перенесли в религию с полным надругательством над всяким преданием, над всякой исторической действительностью, иначе говоря, сделали из этого прошлого тупой механизм спасения, соединивши вину против Иеговы с наказанием, благочестие с наградой. Этот позорнейший акт исторического извращения мы чувствовали бы гораздо болезненнее, если бы тысячелетнее церковное истолкование истории не притупило в нас требования к честности in historicis. А церкви вторили философы: ложь "нравственного миропорядка" проходит через всё развитие даже новейшей философии. Что означает "нравственный миропорядок"? То, что раз навсегда существует Божья воля на то, что человек может делать и чего не может, что ценность народа и отдельной личности измеряется тем, как много или мало он повинуется Божьей воле; что в судьбах народа и отдельной личности воля Божья оказывается господствующей, т. е. наказывающей и награждающей, сообразно со степенью послушания. — Действительность вместо этой жалкой лжи гласит: тот человек — паразит, который преуспевает на счёт всего здорового в жизни, т. е. жрец, злоупотребляет именем Бога: такое положение вещей, при котором жрец определяет ценности, он называет "Царством Божьим", средство, при помощи которого достигается или поддерживается такое состояние, он называет "волей Божьей"; с хладнокровным цинизмом мерит он народы, времена, отдельные личности меркою полезности или вреда для власти жрецов. В самом деле: в руках еврейских жрецов великое время истории Израиля сделалось временем упадка; изгнание, продолжительное несчастье, обратилось в вечное наказание за прошлые великие времена, за те времена, когда жрец ещё был ничем. Из сильных, весьма свободных, удачных образов истории Израиля они сделали, сообразуясь с потребностями, жалких проныр и ханжей или "безбожников"; психологию всякого великого события они упростили идиотской формулой "послушания или непослушания Богу". Ещё шаг далее: "Божья воля" (т. е. условие для поддерживания власти жреца) должна быть известна, — для этой цели необходимо "откровение". По-немецки: является необходимость в великой литературной фальсификации — открывается "Священное Писание"; оно делается публичным со всей иерархической помпой, с покаянными днями, с воплями горести о "грехах". "Воля Божья" уже давно известна: вся беда в том, что чуждаются "Священного Писания"... Уже Моисей открыл "волю Божью"... Что же произошло? Раз навсегда, со строгостью, с педантизмом, формулировал жрец, что хочет он иметь, "в чём Божья воля", вплоть до больших и малых податей, которые должны были платить ему (не были забыты и самые вкусные куски мяса, так как жрец есть пожиратель бифштексов)... И с тех пор вся жизнь устраивается так, что нигде нельзя обойтись без жреца; во всех естественных событиях жизни — при рождении, браке, болезни, смерти, не говоря о "жертве" (трапезе), — является священный паразит, чтобы лишить всё это естественности, "освятить" их, выражаясь его языком... Ибо нужно же понять это; всякий естественный обычай, всякое естественное учреждение (государство, судоустройство, брак, попечение о бедных и больных), всякое требование, исходящее от инстинкта жизни, — короче, все, что имеет свою цену в самом себе, через паразитизм жреца (или "нравственный миропорядок") в основе своей лишается ценности, становится противоценным, и даже более того: в дополнение требуется санкция, — необходима сообщающая ценность сила, которая, отрицая природу, сама создаёт ценность... Жрец обесценивает природу, лишает её святости: этой ценой он существует вообще. — Неповиновение Богу, т. е. жрецу, "закону", получает теперь имя "греха"; средствами для "примирения с Богом", само собой, являются такие средства, которые основательнее обеспечивают подчинение жрецу: только жрец "спасает". В каждом жречески организованном обществе психологически неизбежными делаются "грехи": они факторы власти, жрец живёт грехами, он нуждается в том, чтобы "грешили"... Высшее положение: "Бог прощает тому, кто раскаивается"; по-немецки; кто подчиняется жрецу. —
Автор: Фридрих Ницше
Опубликовал: Handy
Источник: Всемирная электронная библиотека
Просмотров: 49833
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|