Re@Ligion – ассоциация торговцев словом божьим

библиотека »

 

RSS избранное | RSS полный

 

Новые →

Сюжеты ↓

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

АПОКРИФЫ

ОККУЛЬТИЗМ: практические рекомендации

ТЕОЛОГИ

ФИЛОСОФЫ

ДОКУМЕНТЫ и ИССЛЕДОВАНИЯ

АТЕИСТИЧЕСКАЯ литература

ФАНТАСТИКА и КИБЕРПАНК

← В начале

АТЕИСТИЧЕСКАЯ литература

Азек Азимов

[текст целиком01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24

Глава 10.

1. Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа
родились у них дети.

284. Итак, после потопа бог как бы вторично сотворил землю. После
описания этого акта библейские авторы быстро организуют народы, населяющие
мир (точнее, ту часть его, которая была им хорошо известна), с тем чтобы в
дальнейшем перейти непосредственно к истории израильских племен --
центральной теме мировых событий.
Три Ноевых сына воплощают представления о трех крупнейших группах
народов, известных древним авторам Библии.
Считается, что потомки Сима населяют Аравийский полуостров и районы к
северу от него, включая долину Тигра и Евфрата. Поскольку в число этих
потомков входят и израильские племена, Сим удостоился чести быть старшим
сыном Ноя.
Языки, на которых говорят потомки Сима, ныне именуются "семитскими"
("Сем"-- это греко-латинская форма еврейского имени "Шем"; в русской
транскрипции-- "Сим"). Они включают еврейский, ассирийский, арамейский и
арабский языки.
По Библии, потомки Хама обитают главным образом в той части Африки, что
соседствует с Азией. Языки народов, изначально населявших эту территорию,
получили название "хамитских". Сюда входят коптский, берберский и языки
некоторых народов, живущих в северо-восточной Африке, в частности в
Эфиопии,-- например амхарский.
По библейским представлениям, потомки Иафета населили районы к северу и
востоку от Двуречья. Иногда "яфетическими" называют некоторые языки
кавказского региона. Впрочем, более распространен термин "индоевропейские
языки", поскольку география соответствующей языковой семьи очень обширна и
охватывает районы от Испании до Индии.
Нельзя сказать, что авторы книги Бытие были озабочены лингвистическими
проблемами. Современные филологические концепции в полном смысле слова
принадлежат современности. Авторы Библии скорее руководствовались
представлениями о политических связях и географическом соседстве. Насколько
можно судить по лингвистическим исследованиям, за этими политическими
связями часто скрывалось историческое родство но не всегда.
2. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, (Елиса,) Фувал, Мешех и Фирас.
285. Этот и последующие стихи взяты из "Жреческого кодекса". Как и в
случае с легендой о сотворении, данный материал организован в "Жреческом
кодексе" по принципу движения к кульминации. Родословие начинается с Иафета,
младшего сына Ноя, затем переходит к Хаму и, наконец, к Симу -- предку
израильтян.
Названия народов и места их обитания рисуют картину мира в том виде, в
котором она сложилась к моменту наивысшего могущества Ассирии -- к седьмому
веку до нашей эры, то есть примерно за столетие до вавилонского плена.
Возможно, Иафет был заимствован из греческих мифов, которые приходили к
древним евреям через Крит, Кипр и филистимлян. Некоторые исследователи
отождествляют Иафета с Япетом -- одним из титанов греческой мифологии. И
действительно, эти два имени почти полностью идентичны.
Как известно из греческих мифов, Япет был отцом Прометея, который в
свою очередь создал род человеческий, вылепив людей из глины, то есть сделал
то же самое, что и Яхве в "Яхвисте". Таким образом, греки вполне могли
считать Япета прародителем человечества, а древние евреи, не исключено,
заимствовали этот персонаж и сделали его прародителем той части
человечества, к которой принадлежали греки.
286. Слово "Гомер", вероятно, обозначает народ, который в ассирийской
транскрипции назывался "гиммираи", а в латинизированной форме --
"киммерийцами". Когда-то он обитал на северном побережье Черного моря (Крым
-- часть их исконной территории, это искаженное "Киммерия"), но в седьмом
веке до нашей эры его вытеснили северные племена, и киммерийцы вторглись в
Малую Азию, где вступили в жаркие бои с ассирийцами. В конечном итоге
киммерийцы потерпели поражение, но и Ассирия жестоко пострадала в этих
войнах. К тому времени, как своеобразная "табель народов", содержащаяся в
десятой главе, отлилась в законченную письменную форму, киммерийцы все еще
заметно выделялись на общем фоне, и вполне естественно, что их эпонимический
предок Гомер (не путать с великим слепым певцом Гомером, это разные
персонажи, и в латинской транскрипции их имена пишутся по-разному: "Gomer" и
"Homer") рассматривался как первенец Иафета.
287. Возможно, "Магог" означает "страна Гога". Гог (греческая форма --
Гиг) был царем лидийцев -- народа, обитавшего в западной части Малой Азии.
Для киммерийских захватчиков Гог был серьезным противником. Кстати, он и
погиб в одной из битв с киммерийцами -- приблизительно в 652 году до нашей
эры.
288. Предположительно, слово "Мадай" относится к мидийцам -- народу,
который обитал к востоку от Ассирии и который в конечном счете стал одним из
последних завоевателей Ассирии.
289. Скорее всего, Иаван -- это архаическая форма греческого "Ион"--
так звали эпонимического предка ионийских греков. Около 1000 года до нашей
эры ионийцы мигрировали на восток и заняли острова Эгейского моря, а также
некоторые районы западного побережья Малой Азии. Из всех многочисленных
древнегреческих племен они территориально располагались ближе прочих к
израильтянам и в ассирийскую эпоху были известны лучше остальных греков.
Считалось вполне естественным распространять племенное название "ионийцы" на
всех греков вообще.
Кстати, само слово "греки" пришло к нам из латыни. Древние римляне
взяли название одного безвестного племени, которое они встретили на востоке,
и перенесли его на всех греков. Сами греки именовали себя эллинами и
возводили свой род к эпонимическому предку, которого звали Эллин,-- Ион же
был одним из его сыновей.
290. Фувал, возможно, имеет отношение к племени, которое Геродот
называл "тибаренои"; это племя обитало в юго-восточном Причерноморье. Как я
упоминал ранее, как раз из тех краев был родом Тувалкаин-- "кузнец из
Тувала".
291. Мешеха можно идентифицировать с народом, который ассирийцы
называли "мушки". Их царя звали Мита (по-гречески -- Мидас), и он правил с
721 по 705 год до нашей эры. Таким образом, речь идет, скорее всего, о
фригийцах, которые господствовали в Малой Азии до тех пор, пока их не
разбили киммерийцы и не вытеснили лидийцы,-- царем Фригии и был легендарный
Мидас (Советский Энциклопедический Словарь дает такие даты его правления:
738-- 696 гг. до нашей эры).
292. Слово "Фирас", вероятно, относится к народу, который греки
именовали "тирсенои". Предположительно, они бежали из Малой Азии и
мигрировали в Италию. Если это так, то Фираса можно соотнести с этрусками.
3. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.
293. Возможно, Аскеназ идентично слову "Ашгуза", обнаруженному среди
ассирийских надписей. В таком случае под ним следует понимать скифов --
кочевые племена, которые вторглись в Северное Причерноморье откуда-то из
Центральной Азии в конце второго тысячелетия до нашей эры. Именно они
вытеснили киммерийцев в Малую Азию. Скифы заняли место киммерийцев в степях
Северного Причерноморья, и с этой точки зрения Аскеназ (Скифия) вполне
годится на роль старшего сына Гомера (Киммерии).
По неясным причинам в более поздние времена евреи стали рассматривать
Аскеназа как предка тевтонов. Отсюда евреев, которые говорили на идише
(германская группа языков), стали называть "ашкеназим", чтобы отличать их от
тех евреев, которые говорили на ладино (язык, близкий к испанскому) и
которые получили название "сефардим" (словом "Сефарад" евреи обозначали
Испанию).
294. Слово "Рифат" ныне ничего не говорит и ни с чем не ассоциируется.
Кое-кто соотносит слово "Фогарма" с народом, который ассирийцам был известен
под именем "тилгаримму",-- это племя обитало в верховьях Евфрата.
4. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.
295. "Елиса" сходно со словом "алашийях", обнаруженным в ассирийских
документах; оно обозначает Кипр. В ассирийские времена на этом острове уже
существовали греческие колонии, к тому же Кипр из всех греко-язычных
островов был ближайшим к Ханаану -- их разделяли всего триста семьдесят
километров. Данное название -- и в еврейском, и в ассирийском вариантах --
может быть формой слова "Эллада" -- термина, которым греки называли всю
занимаемую ими территорию.
296. Фарсис, упомянутый в данном стихе,-- это, скорее всего, Тарсус,
значительный греческий город, располагавшийся на южном побережье Малой Азии
примерно в двухстах километрах от Кипра. В ассирийскую эпоху это был уже
важный населенный пункт.
297. Киттим, вероятно, соответствует Китиону -- городу,
располагавшемуся на южном побережье Кипра. Таким образом, Кипр в этом стихе,
возможно, упоминается дважды.
298. Широко распространено мнение, что Доданим -- это ошибочное
написание слова Роданим. Если так, то здесь, возможно, имеется в виду остров
Родос, расположенный менее чем в четырехстах километрах к западу от Кипра. С
другой стороны, и Доданим, и Роданим могут быть альтернативными
транскрипциями слова, которым изначально обозначали Дарданию -- область на
северо-западе Малой Азии, где до 1200 года до нашей эры стоял город Троя.
5. От сих населились острова народов в землях их , каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.
299. Выражением "народов в землях их" библейские авторы обозначали все
народы, отличные от израильских племен. Таким образом, фразу "от сих
населились острова народов в землях их" можно перевести следующим образом:
"Потомки их мигрировали и расселились по различным прибрежным областям".
Конечно, такое прочтение может означать, что они населили все побережья
мира, включая обе Америки и Австралию, но это безусловно не так. Все
области, получившие названия по именам эпонимических предков, относятся к
Малой Азии, островам, лежащим неподалеку от малоазийских берегов, и
Северному Причерноморью. Израильтяне описываемого периода не имели
представления о том, что лежало за пределами этого круга.
300. Судя по данному стиху, потомки Иафета говорили на разных языках.
Это трудно понять, если учесть, что все перечисленные народы, как описано
выше, произошли от одной семьи, а именно Ноевой, которая жила в не столь уж
отдаленном прошлом. Объяснение этому в следующей главе.
6. Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан
301. "Жреческий кодекс" проследил линию Иафета, насколько счел
необходимым. Здесь он бросает ее, чтобы больше не возвращаться к этой
родословной никогда, и переходит к потомкам Хама.
302. В примечании к тринадцатому стиху второй главы книги Бытие я уже
объяснял, что под Кушем могут подразумеваться две страны: Нубия, лежащая к
югу от Египта, и Коссеа, расположенная к востоку от Тигра. В данном
контексте слово "Хуш" (Куш), несомненно, относится к Нубии.
303. Мицраим -- это еврейское слово, обозначающее Египет. Во всех
остальных местах Библии, где упоминается эта страна, употребляется слово
"Египет", пришедшее из греческого языка.
Может показаться странным, что нубийский регион соотнесен со старшим
сыном Хама, в то время как Египет -- древнейшая и могущественнейшая
цивилизация -- стоит на втором месте. Однако в то время, когда составлялась
"табель народов", Египет был в упадке и с 715 до 656 года до нашей эры
находился под пятой Нубии.
304. Обычно считается, что Фут олицетворяет народы, обитавшие к западу
от Египта,-- те, которых греки звали "ливийцами".
305. Конечно же Ханаан -- это та страна, которой позже завладел
Израиль. Если мы переведем данный стих на язык современной географии, то
получится следующее: "Сыны Хама: Нубия, Египет, Ливия и Ханаан". Получается,
что перед нами -- область господства Египетской империи в период ее расцвета
между 1800 и 1200 годами до нашей эры.
В библейские времена языки Нубии, Египта и Ливии были схожими и
относились к одной лингвистической семье (хамитской). Однако язык ханаанитов
сильно отличался от них: он был родствен еврейскому. Таким образом,
ханааниты говорили на языке, который мы сейчас назвали бы семитским, и если
бы язык был на самом деле критерием этнического родства, мы должны были бы
счесть Ханаана потомком Сима.
И тем не менее люди, составлявшие "табель народов", считали
политическую связь более сильным критерием, чем языковое родство. Помимо
всего прочего, они были заинтересованы в том, чтобы ханаанитско-израильские
связи не выглядели слишком прочными, иначе им было бы трудно оправдать
захват и порабощение евреями Ханаана.
7. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан.
306. Пять сыновей и два внука Хуша олицетворяют здесь области, которые
были расположены -- это почти точная интерпретация -- в различных частях
Аравии. В античные времена были случаи, когда властители аравийского
побережья Красного моря господствовали над африканским берегом; бывало и
обратное. Судя по всему, этот стих отражает воспоминания о связях между
Нубией и Аравией.
8. Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле;
307. С этого места опять вступает "Яхвист". Очевидно, когда составители
Библии натыкались на хотя бы мало-мальски колоритные пассажи в "Яхвисте",
они тут же прерывали сухой перечень имен, выписываемых из "Жреческого
кодекса".
308. Совершенно очевидно, что Нимрод был правителем и завоевателем.
9. он был сильный зверолов пред Господом (Богом), потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом).
309. "Сильный зверолов пред господом" -- это метафорическое выражение, означающее "выдающийся охотник". Действительно, подвиги Нимрода вошли в пословицы.
Как мы увидим в следующем стихе, ареной его героических деяний служила
долина Двуречья, а что касается охоты, то она была любимой забавой
ассирийских монархов.
Ассирия славилась своим искусством, и одним из популярнейших объектов
изображения был царь, преследующий крупную дичь.
В числе первых великих ассирийских завоевателей был Тукулти-Нинурта I,
который правил с 1244 по 1208 год до нашей эры. Из Ассирии, расположенной в
верхнем течении Тигра, он распространил свою власть до Урарту на севере и
Вавилонии на юге.
До греков, обитавших на западе, доходили смутные слухи о завоеваниях
Тукулти-Нинурта I в период, предшествовавший Троянской войне. Свидетельство
этому -- греческие легенды о царе-завоевателе Нине, якобы основателе
Ассирийской империи. Нин (Нинус) -- это греческая форма второй части имени
ассирийского царя. Вполне вероятно, что древние евреи тоже знали о его
походах, и для них Тукулти-Нинурта превратился в Нимрода.
10. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 310. Здесь перечислены важнейшие города Нимродского царства. До 1900
года до нашей эры Вавилон представлял собой маленькую, ничем не
примечательную деревушку, и только когда племя аморитов, обитавшее в среднем
течении Евфрата, захватило ее, Вавилон стал столицей растущей империи.
Ко времени правления шестого царя аморитской династии по имени
Хаммурапи (1790-- 1750 годы до нашей эры) Вавилон стал столицей мира и
оставался таковым в течение двух тысяч лет.
311. Эрех-- это город У рук, расположенный в нижнем течении Евфрата.
Упоминания о нем восходят по меньшей мере к 3600 году до нашей эры -- тогда
он был одним из важнейших шумерских городов-государств. Когда-то мифический
царь Гильгамеш был правителем этого города. Вскоре после 2300 года до нашей
эры власть в городе захватил Лугальзаггиси. Этот царь был первым известным
нам властителем крупной империи в районе Двуречья.
312. Аккад в древней транскрипции писался Агаде. Точное местоположение
этого города неизвестно. Возможно, он располагался на Евфрате в двухстах
километрах выше Урука.
Поначалу Аккад находился под властью шумеров, но около 2280 года до
нашей эры к власти пришел аккадский царь Саргон Древний. Он расширил влияние
своего царства и в 2264 году, победив Лугальзаггиси, основал Аккадскую
империю.
313. Местоположение Халне неизвестно. Ныне исследователи сходятся на
том, что этот пункт был включен по ошибке и что слово "халне" вовсе не
топоним: по-еврейски оно означает "все они". Таким образом, этот стих,
возможно, следовало бы читать иначе: "Царство его вначале составляли:
Вавилон, Эрех и Аккад, все они в земле Сеннаар".
314. По общему мнению, "земля Сеннаар" -- это Шумер, или, в более общем
смысле, область Двуречья.

Автор: Азек Азимов
Опубликовал: WeiRD
Источник: Библиотека Мошкова
Просмотров: 18221

Поделиться:

Добавить комментарий:

Вам необходимо авторизоваться:

E-mail:

Пароль:

Авторизация через: Facebook | ВКонтакте | Yandex

[текст целиком01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24

Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2003 Handy, Digger (Digital Pakost Ltd).
Дизайн и графика © 2003 Handy, Линкси. Интерфейс © 2003 Handy.
E-mail для посылки произведений: upload@realigion.ru.