В некоторых ныне действующих ленинградских церквах висят иконы "святого старца", "преподобного" Серафима Саровского. Изображения его выполнены маслом, эффектно освещены специальными подсветами и гирляндами разноцветных электрических лампочек. Икона увешана шелковыми, атласными и полотняными, расшитыми шелками лентами и полотенцами. Картину дополняет букет горящих свечей на огромных подсвечниках и множество лампад. Перед образом стоят на коленях в просительных позах молящиеся. Это преимущественно очень старые люди, они истово крестятся, усердно кладут земные поклоны. В тишине храма слышится ленивый речитатив священника: - Снятый отче Серафиме, моли бога о нас... Мы усердно к тебе прибегаем... За последнее время "прибегающих" становится всё меньше. Мало кто рассчитывает теперь на помощь "старца", когда кругом бесплатные поликлиники. Но даже и этих немногих нельзя оставлять в тенетах религиозного мракобесия. Им необходимо помочь прозреть, так же как и тем, в чьих квартирах всё еще висят иконы Серафима Саровского. Это тем более необходимо, что церковники не жалеют усилии для того, чтобы воскресить и оживить давно забытую "святыню". За прославление Серафима не так давно взялся "Журнал Московской патриархии". В одном из его номеров говорится: "Когда 50 лет тому назад были открыты его святые мощи, еще живы были те, которые видели его живым, видели чудеса, им творимые, и слышали его наставления..."
В отношении тех, кто "видел его живым", а тем более, кто "видел чудеса", журнал явно передергивает: Серафим умер в 1833 году, а мощи были "открыты" в 1903 году. Следовательно, видеть его живым могли люди, которым при жизни старца было не более пяти или самое большее десяти лет. Что же они могли сказать о старце, если даже и видели его?
Попытки канонизации монаха Серафима предпринимались задолго до 1903 года, еще при Николае I. Это было в те тревожные годы, о которых царь в одном из своих манифестов писал: "...Запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержениями законных властей и всякого общественного устройства... Теперь же, не зная более пределов, дерзость угрожает в безумии своем и нашей, богом вверенной России..." Тогда же появились и церковные брошюрки, прославлявшие "подвижническую жизнь" и "чудеса" Саровского монаха. Подготовка длилась долго. Но слишком "молод" уж был покойник! Канонизировались обычно "святые", со дня смерти которых прошло по крайней мере сто лет, - тогда церковь могла безбоязненно выдумывать небылицы об их "святой жизни". Со смертью царя дело совсем заглохло. О Саровском старце вспомнили в Петербурге в еще более тревожные времена перед революцией 1905 года.
За что же всё-таки был прославлен никому не ведомый монах Серафим из Саровской пустыни в Тамбовской губернии? Из церковной литературы, появившейся в большом количестве после "открытия мощей" в 1903 году, известно, что на рубеже XVIII и XIX столетий в захолустной Саровской пустыни (монастыре) жил монах-отшельник, который 55 лет провел в уединении, "беседуя с богом". Подобные пустынники в свое время были довольно популярны, а монастырское начальство усердно поощряло отшельничество, превращая его в доходную статью монастыря. Вся "заслуга" их заключалась в уединенной жизни и душеспасительных беседах с богомольцами, посетителями монастыря.
У Серафима, как и у многих других монастырских старцев, не было недостатка в почитателях. К нему приходили за советами в житейских делах, с просьбами помолиться богу, считая, что старец "ближе к нему". Серафим всем и неизменно советовал полагаться в делах, несчастьях и неудачах "на милость божию", "помнить об адских муках" и "загробной жизни"... А что же еще мог посоветовать темный и неграмотный старик, проживший всю свою жизнь тихо и беспечально, без забот и тревог, вдали от "мирской суеты"!
Вся нехитрая, убогая "философия" этого старца сводилась к тому, что "бог правит миром", "без его святой воли ни один волос не упадет с головы человеческой", "царь есть божий помазанник", повиноваться царю и властям-"святое дело", а бунтовать и протестовать против несправедливости - "трех великий", "дьявольское наущение". Всякие речи о недовольстве существующими порядками вызывали у старца лютый гнев. Никаких выдающихся и значительных событий в жизни старца не произошло. Из такого ничем не примечательного монаха трудно было сделать "святого угодника". Поэтому авторы книг и брошюр, посвященных "подвижнической" жизни Серафима Саровского, насыщают сказания о нем самыми невероятными "чудесами", на "очевидцев" которых так неуклюже ссылается "Журнал Московской патриархии" спустя полтораста лет. Биографы Саровского в жизнеописаниях используют и такое "чудо", постоянно встречающееся в "Житиях святых", как общение с дикими зверями. На распространявшихся во множестве иконах "преподобного Серафима" он обычно изображался с медведями, которых будто бы кормил из своих рук. Само собой разумеется, что ни в одной брошюре о Серафиме не приводится факт, который имеется в архиерейском донесении 1826 года л воспроизведен в дневниках сенатора Каблукова, заядлого церковника. В донесении и дневнике рассказывается о том, как "святой старец" при получении известия о повешении Николаем I декабристов... "плясал в своей келье"! О таких "подвигах" Саровского "чудотворца" церковная литература, в том числе и "Журнал Московской патриархии" предпочитают помалкивать!
Открытие мощей было предпринято накануне революции 1905 года "по высочайшему повелению". Инициатором этого была царица. В царствующей семье Романовых не было наследника, рождались только дочери. Ни путешествия "ко святым местам", ни живые "старцы", которыми кишел царский двор, не помогали. По подсказке церковников царица Александра прониклась вдруг верой в "чудодейственную" силу Саровского отшельника... Царю, престол которого колебала революция, в свою очередь нужен был "святой" для укрепления самодержавия. Обер-прокурору святейшего синода Победоносцеву было "высочайше повелено" открыть мощи Серафима. Приказ озадачил даже этого видавшего виды мракобеса. Такая бесцеремонная церковная махинация - находка для врагов самодержавия, а время и без того смутное. Только промахнись - и от "смутьянов" из революционного лагеря беды не оберешься! Требовалась солидная подготовка, тем более что об отшельнике давным-давно основательно забыли и нигде не было слышно о каких-либо "чудесах", происходивших у его могилы.
Но царица была неумолима: "Царь всё может!" Победоносцеву удалось выпросить только год на подготовку. Создали секретную архиерейскую комиссию, которая должна была "без огласки" обследовать состояние останков Саровского старца. Вскоре на столе у Победоносцева лежало секретное донесение, скрепленное архиерейскими подписями. Ничего утешительного в нем не было: "Небольшое количество сгнивших костей, труп разложился". Но... царь всё может!
И вот летом 1903 года в затерявшейся в Тамбовской губернии Саровской пустыни состоялось торжественное открытие "нетленных мощей". Собственно, никакого "открытия", разумеется, не было. Просто в "присутствии их величеств" останки старца, помещенные в специальную гробницу, были провозглашены "нетленными". В Москве и Петербурге из уст в уста передавался экспромт журналиста Гиляровского: Чтоб укрепить исконные начала, Решили отыскать нетленные мочала.
Началось укрепление культа нового "святого". У "нетленных мощей" беспрерывно совершались акафисты и молебны. В пустынь потянулись толпы богомольцев. Был даже опубликован специальный закон, который гласил: "Виновные в нарушении действием или поношением святых мощей... караются каторгой или ссылкой на поселение". Реакционная журналистика не скупилась на самые невероятные басни о "чудесах", якобы происходящих у раки "святого". Одно из таких сообщений закончилось невероятным скандалом.
В официальной правительственной газете "Ведомости С.-Петербургского градоначальства" появилась заметка, в которой рассказывалось о том, как святой старец Серафим наказал богохульника, усомнившегося в его "святости". Автор сообщал, что сход деревни Степурино Богородского уезда принял решение: в день Серафима Саровского не выходить на работы, как в праздничный день. Вот как описывается происшедшее затем "чудо": "Присутствовавший па сходке местный богатый старообрядец Ситнов стал насмехаться над нелепым, по его мнению, постановлением и обещал заставить своих рабочих работать в празднуемый день. Не успел он окончить свои издевательства, как вдруг зашатался и упал. Когда крестьяне подбежали к Ситнову, он был уже мертв... Тело Ситнова через час после смерти совершенно разложилось".
Вскоре с ведома церковного начальства была издана по этому поводу книжка. На первой странице полностью воспроизводилась заметка из "Ведомостей". За нею следовало пространное описание ч<праведной жизни и чудесных случаев" Саровского "чудотворца". На титульном листе брошюры значилось; "От С.-Петербургского духовно-цензурного комитета печатать дозволяется". Несколько дней на вокзалах, церковных папертях и на улицах Москвы, Петербурга и других городов мальчишки-газетчики кричали: - Новое чудо преподобного Серафима Саровского! Страшное наказание раскольника! Вскоре брошюра исчезла из продажи... Но вместо нового издания пришлось печатать... опровержение. В ряде "верноподданных" черносотенных газет - "Новое время", "Русские ведомости", "Курьер" - одновременно появились сообщения: "Рыночными торговцами выпущена брошюра "Замечательный случай наказания раскольника за издевательство над святыми мощами преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца". Малограмотная книжка выкрикивается у папертей оборванцами и имеет целью эксплуатировать чувства религиозно настроенного человека. Теперь "С.-Петербургские ведомости" получили документальное удостоверение, что упомянутый в брошюре раскольник Сптнов находится в живых и на сельском сходе 18 июля, когда будто бы издевался над святыми мощами, даже не присутствовал".
Церковной книжкой воспользовались старообрядцы. Они скупили весь тираж брошюры, вклеили в нее набранное тем же шрифтом "Удостоверение московского нотариуса", который официально свидетельствовал, что явившийся к нему самолично житель деревни Степурино Яков Иванович Ситнов, якобы умерщвленный святым угодником, находится в живых и благополучно здравствует. После этой операции скупленный тираж снова поступил в продажу...
Отцам церкви пришлось на целых десяти страницах в "Церковных ведомостях" изворачиваться перед религиозно настроенными людьми но поводу скандального "чуда". В печати появились туманные намеки на причастность к этой истории "смутьянов" из революционного лагеря, которые, дескать, "подсунули" заметку о "чуде" в редакцию "Ведомостей", а затем подбили старообрядцев совершить проделку с брошюрой "в пику православной церкви". Вся столичная и московская полиция была поставлена на ноги, чтобы изъять из употребления ставшую вдруг "безграмотной" и, разумеется, "крамольной" злосчастную брошюру о "чуде". Но большая часть тиража была раскуплена. Скандал получился выдающийся! Вскрытие мощей Серафима Саровского после революции было произведено в обстановке широкой гласности, в присутствии духовенства и верующих. Когда были сняты шелковые и парчовые покровы и открыта гробница , присутствующие увидели самый наглый и откровенный обман. Вместо "нетленных мощей" в раке лежала фигура из костей и ваты, борода и волосы были привязаны к черепу лентами. Однако, несмотря на разоблачение этого "святого", немало еще верующих совершают моления перед его иконами в церквах и на квартирах. Конечно, большинство из них не имеет никакого представления о церковной махинации с "прославлением" Серафима.
Простаивают часами, вознося моления и возжигая перед иконами Саровского старца лампады и свечи, почитая его за "праведника" и "святителя" и повторяя бессчетное число раз: "Святый отче Серафиме, моли бога о нас..." Вся "святость" этого отшельника, даже по словам "Журнала Московской патриархии", заключалась лишь в том, что "он был пустынником, затворником, молчальником". Вот и всё! А мало ли таких не нашедших своего места в жизни затворников и молчальников прозябало в старой России в многочисленных монастырях и пустыньках! Невелика "святость" - затвориться от людей и молчать, как немому! В народе таких называли "нелюдимами" и "человеконенавистниками". И никто благодаря его костям не исцелялся и не получал помощи в делах житейских: ни повышения зарплаты или пенсии, ни квартиры и пр. Но, к сожалению, есть еще упорные приверженцы веры во "всемогущие силы", есть люди, которые, вопреки фактам и науке, всё еще ищут "чудес" и оставляют изрядную часть своих заработков и пенсий в карманах служителей божьих...
Автор: Юдин Н. И.
Опубликовал: Digger
Источник: Исследования чудес
Просмотров: 12218
Поделиться:
Добавить комментарий:
Вам необходимо авторизоваться:
|